Анализ товарооборота в хозяйственной деятельности торговой организации (на материалах ОАО Универсам Сельмашевский)

С каждым годом увеличивается роль анализа как средства управления производством. Это обусловлено необходимостью неуклонного повышения эффективности производства в связи с ростом дефицита и стоимости сырья, повышения науко- и капиталоемкости производства; отходом от командно-административной системы управления и постепенным переходом к рыночным отношениям; созданием новых форм хозяйствования в связи с разгосударствлением экономики и прочими мероприятиями экономической реформы.

В этих условиях руководитель предприятия не может рассчитывать только на свою интуицию. Управленческие решения и действия сегодня должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всестороннем экономическом анализе. Они должны быть научно обоснованными, мотивированными, оптимальными. Ни одно организационное, технологическое и техническое мероприятие не должно осуществляться до тех пор, пока не обоснована его экономическая целесообразность. Недооценка роли анализа, ошибки в планах и управленческих действиях в современных условиях приносят чувствительные потери. И наоборот, те предприятия, на которых серьезно относятся к анализу, имеют хороши результаты, высокую экономическую эффективность.

В настоящие время главной целью торговых предприятий должно быть получение максимальной прибыли, при этом товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда. В сфере розничной торговли показатель товарооборота является важнейшей характеристикой деятельности предприятия. Розничный товарооборот выступает как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия. Розничный товарооборот характеризует эффективность использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является экономическим понятием, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с объемом затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) дает представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.

Развитие розничного товарооборота должно быть тесно увязано с таким экономическими показателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда.

Цель курсовой работы: глубокое теоретическое исследование, методика анализа товарооборота и обобщение практического опыта организации торговли.

Объектами данной работы выступают: объем реализации в целом и по ассортименту, структура реализации товаров, ритмичность реализации товаров.

В работе ставятся следующие задачи:

ü изучить экономическую сущность, значение и классификацию розничного товарооборота;

ü изучить задачи, источники информационного обеспечения и методика анализа розничного товарооборота;

ü проанализировать выполнение плана, динамики и структуры розничного товарооборота на примере организации;

ü провести факторный анализ розничного товарооборота на примере организации;

ü на основании полученных результатов разработать направления совершенствования анализа розничного товарооборота и предложения по его развитию.

В настоящей работе теория и практика развития оборота розничной торговли в современных условиях будут рассмотрены на примере деятельности ОАО "Универсам "Сельмашевский"". Данное торговое предприятие стабильно функционирует с 1997 года в городе Гомеле. Среднесписочная численность персонала предприятия в 2010 году составила 285 работников.

Анализ деятельности предприятия проводится с помощью общепринятых методов. Метод анализа представляет системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными приемами системы показателей плана, учета, отчетности и других источников информации с целью повышения эффективности деятельности.

Для анализа применяют следующие методы:

· метод сравнения;

· диалектический метод;

· метод индукции;

· метод дедукции;

· экономико-математические методы моделирования;

· и др.

Теоретическую основу курсовой работы составили: Инструкции и постановления министерств и ведомств Республики Беларусь, учебники следующих авторов: Акулич М.В., Боканов М.И., Бочаров В.В., Чернов В.А., Кравченко Л.И. и др., а также статьи в периодической литературе.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и 9 приложений, включает 14 таблиц и 31 страница печатного текста.

Теоретические основы анализа розничного товарооборота организации

    Заметки по экономике ...

    Анализ теплоснабжения на примере Мосэнерго
    Население Земли в ближайшие 50 лет увеличится (по различным оценкам) с 6 до 12:15 млрд. человек, что неизменно повлечет и существенное увеличение потребления энергии. В первую очередь, это рост производства электрической энергии как основы комфорта в быту и на работе, базы широко развивающейся информационной техники ...

    Аренда недвижимости
    Аренда появилась примерно за два тысячелетия до нашей эры, и предметом ее была земля. В дальнейшем объектами аренды стали не только земля, но и здания, оборудование и почти все, что только можно себе представить, включая ядерные энергетические комплексы и линкоры. С 1950-х годов развитие аренды в США, включая такие ...

    Безработица сущность, виды, последствия
    Для многих людей чувство собственного достоинства непосредственно связано с тем делом, которым они заняты. Поэтому, обнаружив, что они являются невостребованными на рынке труда, люди переживают тяжёлое психологическое потрясение.   Читайте.

    Взаимодействие микросреды на деятельность фирмы
    Выполнение управленческих функций является необходимым условием для организации, собирающейся добиться определенного успеха. Дошедшая до наших дней история свидетельствует о существовании мощных древних организаций и достаточно умелом управлении ими.   Читайте.