Анализ эффективности инвестиционного проекта по строительству комплекса по переработке твердых бытовых отходов

В настоящее время Российское государство видит своей целью создание благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности и стимулирование частных инвестиций (иностранных в том числе) при одновременном ограничении своего участия в качестве непосредственного инвестора. Решающее значение придается росту объема и эффективности именно частных инвестиций.

Российский опыт последнего десятилетия свидетельствует о том, что роль государства в переходной экономике в целом и в инвестиционной ее составляющей в частности должна оставаться значительной. Экономика, в течение длительного времени пребывающая в условиях кризиса, при любом уровне развития рыночных отношений не имеет автоматических регуляторов инвестиционной активности и концентрации необходимых ресурсов для преодоления его негативных последствий.

Несмотря на это, мусороперерабатывающая отрасль в Москве финансируется в основном за счет бюджетных средств. Москва - единственный город в нашей стране, где на утилизацию отходов выделяются значительные средства. Однако прибыли данная отрасль не приносит.

Экологическая безопасность Москвы во многом зависит от решения проблемы твердых бытовых отходов (ТБО). Однако в настоящий момент нет даже концепции ее решения. Отсутствие стратегии не позволяет рационально использовать бюджетные средства. Основной показатель состояния системы санитарной очистки города - количество отходов, вывозимых на захоронение в Московскую область.

В Москве, как и в стране в целом количество ТБО, подлежащих захоронению, не снижается (для сравнения: это основная тенденция решения проблемы в мировой практике; в Европе запланировано к 2010 году полностью отказаться от полигонного захоронения ТБО). Сокращение количества отходов, подлежащих захоронению, связано с их вовлечением в сортировку и промышленную переработку.

На сегодня решается одна из составных частей проблемы - обеспечение чистоты города за счет своевременного сбора и вывоза ТБО из мест их образования. Вторая часть - как свести к минимуму количество отходов, подлежащих захоронению - практически не решается, хотя Москва вкладывает большие средства в строительство объектов по промышленной переработке и обработке ТБО. Головной организацией и монополистом в сфере утилизации ТБО является предприятие «Экотехпром», которое, располагая крупными бюджетными ассигнованиями, не справляется с поставленной задачей. Так ежегодные затраты на осуществление работы предприятий составляют в настоящее время 14,3 млн. долларов, а в ближайшее время возрастут до 22 млн. долларов в год.

В Москве на сегодня образуется не менее 3,7 млн. т твердых бытовых отходов. Точное количество ТБО, образующихся в городе, неизвестно, поскольку никем не сводится массовый баланс отходов, вывозимых на объекты их захоронения, обработки и переработки. На свалках автовесы вообще отсутствуют, а на объектах промышленной переработки и обработки ТБО они функционируют эпизодически. Известны также случаи вывоза ТБО на несанкционированные свалки, в том числе в черте города.

Для решения проблемы важное и перспективное значение имеет термическое обезвреживание ТБО, т.е. утилизация отходов на мусоросжигательных заводах, а использование этапов мусороперегрузки и мусоропрессования в технологии санитарной очистки города позволило значительно повысить эффективность и экономичность вывоза ТБО на полигоны. Прессование ТБО в брикеты высокой плотности сокращает затраты на захоронение ТБО.

К тому же все предприятия мусороперерабатывающей отрасли работают себе в убыток, т.е. функционируют в отрыве от экономики города.

Помимо экономической составляющей данного вопроса, очень важно влияние существующей системы утилизации ТБО на экологическую обстановку Московского региона. Важнейшим вопросом для всех эксплуатирующих мусоросжигательные заводы фирм, во всех без исключения городах мира является их экологическая безопасность, т.е. соответствие природоохранным и санитарным стандартам.

Отходы - это продукты, образовавшиеся как побочные, бесполезные или нежелательные в процессе производственной и непроизводственной деятельности человека. Они образуются в процессе добычи, переработки и материально-энергетического использования природных ресурсов, на стадии изготовления и использования конечной продукции. При этом часть продуктов, на производство которых затрачено много энергии и человеческого труда, попадает в категорию отходов уже после разового применения (например, луженая консервная тара, алюминиевая тара, упаковка различных видов, макулатура и прочее). Отходы подлежат переработке, утилизации или захоронению. Соответственно жизнедеятельности человека различают отходы производства и отходы потребления. Один из основных федеральных законов, призванных содействовать предотвращению негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье человека и определяющих государственную политику в сфере обращения с отходами, так и называется «Закон об отходах производства и потребления».

Отходы с одной стороны, являются главными загрязнителями окружающей среды (ежегодно образуются сотни миллионов тонн отходов), с другой - зачастую представляют собой ценные продукты, потенциально пригодные для переработки и вторичного использования. По имеющимся оценкам правильное обращение с отходами может обеспечить прирост валового национального дохода не менее чем на 15%. В то же время, несмотря на свою актуальность, проблема отходов во многом выпала из сферы влияния нашего государства. О том, что отходы производства и потребления представляют серьезную опасность, известно достаточно давно. Эта опасность в нашей стране и в мире исследована недостаточно и с экологической, и особенно с экономической точки зрения. Таким образом, значительную роль в обеспечении экологической безопасности играет решение вопроса хранения, переработки и утилизации отходов.

Среди событий прошедших за последние годы в области мусоропереработки в Европе наиболее значимым является Директива Европейского Сообщества №75/442/ЕЕС, Члены сообщества должны строить свои национальные стратегии по уменьшению количества муниципальных биодеградирующих отходов в соответствии с данной Директивой. Члены Сообщества должны обеспечить безопасность отходов, поступающих на полигоны в соответствии со статьей 16 в течение 2-х лет:

обеспечить разработку и внедрение упрощенных аналитических методов исследования жидких отходов;

отделение взрывоопасных, коррозионно-активных, огнеопасных отходов, определенных в соответствии с приложением Директивы 91/689/ЕЕС;

отделение госпитальных, ветеринарных и других инфицированных отходов, определенных Директивой 91/689/ЕЕС по 14 категориям.

Отсюда следует, что мир признал колоссальный вред, наносимый полигонами окружающей среде.

Снижение потоков ТБО на полигоны - это путь к оздоровлению экологической ситуации.

Для этого необходимо как можно интенсивнее развивать систему промышленной переработки ТБО. За последние десятилетия в мире было введено в эксплуатацию около 80 мусоросжигательных заводов, которые получили название теплоэлектростанций на вторичном топливе. Основными методами термического обезвреживания сейчас являются методы слоевого сжигания, низкотемпературной газификации и пиролиза, на их долю приходится около 80% всех мусоросжигательных заводов.

Наиболее перспективной моделью безотходной (или малоотходной) переработки ТБО является интеграция в едином комплексе процессов сортировки и выделения рециклируемых (рециклинг - выявление и использование ресурсного потенциала отходов) и утилизируемых компонентов с процессами обезвреживания и промышленной утилизации ТБО.

Опыт экономически развитых стран показывает, что решить проблему рециклинга отходов можно только если изменять ее комплексно, регулируя одновременно все механизмы и этапы движения мусора от источника (физического лица или предприятия) через перевозку к пунктам хранения, переработки или захоронения. Но нельзя забывать о необходимости применения современных научно-технических достижений и управления общественным мнением.

Для повышения надежности управления городом системой обращения с отходами необходимо сочетание действия принятых в странах ЕЭС принципов: «загрязнитель платит», прямого государственного контроля и государственно финансовой поддержки природоохранной деятельности.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ, СВЯЗАННЫХ С УТИЛИЗАЦИЕЙ ОТХОДОВ

    Заметки по экономике ...

    Обоснование мероприятий по развитию благоустройства территории муниципального образования (на примере муниципального округа Автово)
    Настоящий дипломный проект посвящен теме «Обоснование мероприятий по развитию благоустройства территории муниципального образования (на примере муниципального округа Автово)». Целью настоящей работы является разработка проекта комплексного благоустройства одного из участков территории муниципального образования ...

    Анализ системы оплаты труда на примере ОАО Гомельский жировой комбинат
    Труд работников является необходимой составной частью процесса производства, потребления и распределения созданного продукта. Участие трудящихся в доле вновь созданного продукта (материальных и духовных благ) выражается в виде заработной платы, которая должна соответствовать количеству и качеству затраченного ими тр ...

    Безработица сущность, виды, последствия
    Для многих людей чувство собственного достоинства непосредственно связано с тем делом, которым они заняты. Поэтому, обнаружив, что они являются невостребованными на рынке труда, люди переживают тяжёлое психологическое потрясение.   Читайте.

    Взаимодействие микросреды на деятельность фирмы
    Выполнение управленческих функций является необходимым условием для организации, собирающейся добиться определенного успеха. Дошедшая до наших дней история свидетельствует о существовании мощных древних организаций и достаточно умелом управлении ими.   Читайте.