Сущность монополий, цели и механизмы функционирования

При несовершенной конкуренции на рынке отдельного товара или услуги работают в отличие от совершенной конкуренции не множество отдельных производителей, а много или несколько, а порой остается и всего одна фирма.

Сокращение числа фирм происходит под влиянием ряда факторов, так называемых барьеров рынка. Барьеры рынка - это препятствия для входа на рынок данного товара. Труднопроходимыми или непреодолимыми барьерами рынка могут быть:

· высокий уровень концентрации производства,

· собственность на ресурсы,

· патенты и лицензии,

· государственное регулирование,

· таможенные пошлины и квоты и т. д.

Рассмотрим более подробно значение такого барьера, как высокий уровень концентрации производства. Дело в том, что при производстве и реализации многих товаров экономически эффективнее крупные предприятия. Это обусловлено, во-первых, динамикой долгосрочных средних издержек производства (LAC - long-run average cost

), которые в ряде производств неуклонно снижаются с ростом объема выпускаемой продукции и начинает возрастать уже при значительных объемах производства.

Во-вторых, при правовом регулировании рыночных отношений и превращении информационного ресурса в товар крупная фирма может сэкономить на так называемых транзакционных издержках (transaction - сделка).

Участвуя в рыночных сделках, необходимо, как подчеркивает Pональд Коуз (США), нести транзакционные издержки. Транзакционные издержки - это «издержки» сбора и обработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решений, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта».

Стремясь сократить транзакционные издержки, фирма укрупняется. Только на рынке совершенной конкуренции трасакционные издержки равны нулю. Этот вывод получил название «теорема Коуза».

Моделям рынка с несовершенной конкуренцией присущи следующие признаки:

· наличие барьеров вступления в отрасль;

· много (но не множество), несколько или одна фирма;

· возможность в определенных пределах влиять на рыночную цену и объем производства;

· использование неценовых методов конкурентной борьбы (дифференциация продукта, реклама, послепродажное обслуживание);

· сочетание рыночной саморегуляции и планового регулирования, как государственного, так и внутри- и межфирменного.

Государство, стремясь поддержать рыночную систему, защитить права потребителей, не допустить нечестную конкуренцию, регулирует в той или иной степени деятельность фирм на рынках несовершенной конкуренции.

Заметки по экономике ...

Анализ реализации продукции
В настоящее время экономика требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, и ...

Анализ хозяйственной деятельности предприятия общественного питания
Актуальность Общественное питание как отрасль народного хозяйства представляет собой совокупность организаций, объединенных по характеру перерабатываемого сырья и выпускаемой продукции, организации производства и формы обслуживания населения. Основными задачами организаций общественного питания являются ...

Безработица сущность, виды, последствия
Для многих людей чувство собственного достоинства непосредственно связано с тем делом, которым они заняты. Поэтому, обнаружив, что они являются невостребованными на рынке труда, люди переживают тяжёлое психологическое потрясение.   Читайте.

Взаимодействие микросреды на деятельность фирмы
Выполнение управленческих функций является необходимым условием для организации, собирающейся добиться определенного успеха. Дошедшая до наших дней история свидетельствует о существовании мощных древних организаций и достаточно умелом управлении ими.   Читайте.