Виды монополий

К рынкам несовершенной конкуренции относятся чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.

Чистая монополия

Слово «монополия» происходит от двух греческих слов, означающих «единственный продавец». Чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у потребителей нет выбора, и в этом смысле продукт монополии для них уникален. Поскольку у чистого монополиста отсутствуют прямые конкуренты, то у него нет необходимости «завоевывать» потребителей. Его рекламная деятельность носит характер связей с общественностью и проводится ради престижа и формирования благоприятного общественного мнения. Барьеры вступления новых фирм на этот рынок труднопреодолимы.

Поскольку чистый монополист - единственный в своей отрасли, то спрос на его продукцию является одновременно и рыночным спросом. Определение цены и объема производства чистым монополистом будет осуществляться на основе его средних издержек производства и рыночного спроса. Рыночный спрос единственное ограничение для чистой монополии в установлении цены, если она не регулируется государством.

Стараясь максимизировать прибыль, чистая монополия может использовать ценовую дискриминацию. Ценовая дискриминация - это способ ценообразования когда, при одинаковых средних издержках производства для различных групп потребителей назначаются различные цены (например, тарифы на электроэнергию, междугородние телефонные переговоры в дневное и ночное время).

Четкое выделение групп потребителей и невозможность перепродажи товара и услуги необходимы для использования чистой монополией ценовой дискриминации.

Разновидностью чистой монополии может быть естественная монополия. Естественная монополия - это тип рынка чистой монополии, на котором экономически эффективно отсутствие конкуренции в связи с тем, что минимальные средние долгосрочные издержки при любом объеме производства могут быть получены при работе на рынке только одной фирмы. Например, водой в городе всех снабжает один производитель.

В России к естественным монополиям относят электропроизводство, электроснабжение, коммунальное хозяйство, транспортировку газа и нефти по трубопроводам, обычную почтовую связь, терминалы портов, аэропортов, железные дороги.

Естественные монополии, как правило, регулируются государством с использованием следующих методов:

Монополистическая конкуренция

При монополистической конкуренции на рынке имеется относительно большое число мелких, средних и крупных фирм. Таковы розничная торговля, бытовые услуги, общественное питание, производство одежды, обуви и т.п. Важным признаком монополистической конкуренции является так называемая «дифференциация» продукта, т.е. наличие разных видов товара. Благодаря им, рынок отдельного товара образует сеть взаимосвязанных микрорынков отдельных продавцов, на каждом из которых можно влиять на намерения покупателей, побуждать их платить более высокую цену за усовершенствованный товар.

Вступить в отрасли с монополистической конкуренцией легко, так как требуется относительно небольшой капитал, однако по сравнению с чистой конкуренцией необходимы дополнительные финансовые затраты на рекламу и совершенствование качества продукта.

Соперничество в условиях монополистической конкуренции сосредоточивается как на цене, так и на неценовых факторах, таких как качество, реклама, после продажное обслуживание.

Определение цены и объема производства фирмами, действующими в условиях монополистической конкуренции, может иметь сходство как с чисто конкурентным рынком, так и с чистой монополией. В краткосрочном периоде фирма, производя дифференцированный товар, ведет себя как чистый монополист и получает экономическую прибыль.

Перейти на страницу: 1 2

Заметки по экономике ...

Генезис и основные этапы развития экономической теории
Актуальность исследования. Существует мнение, что экономическая наука сухая и скучная. Но это совсем не так, в экономическом устройстве общества есть немало увлекательных проблем, раскрыть которые пытались и пытаются маститые мыслители Востока, рациональные прагматики Запада, романтики и гуманисты России. И ученые б ...

Анализ себестоимости продукции на примере ОАО Газпром
В условиях перехода к рыночной экономике себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Себестоимость продукции - это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. Себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия складывае ...

Безработица сущность, виды, последствия
Для многих людей чувство собственного достоинства непосредственно связано с тем делом, которым они заняты. Поэтому, обнаружив, что они являются невостребованными на рынке труда, люди переживают тяжёлое психологическое потрясение.   Читайте.

Взаимодействие микросреды на деятельность фирмы
Выполнение управленческих функций является необходимым условием для организации, собирающейся добиться определенного успеха. Дошедшая до наших дней история свидетельствует о существовании мощных древних организаций и достаточно умелом управлении ими.   Читайте.