Особенности антимонопольной политики в отношении естественных монополий в России

Дальнейшее реформирование дальних пассажирских перевозок предполагает создание в ОАО «РЖД» Пассажирской компании. Пока же в ОАО «РЖД» создана пассажирская дирекция. Железнодорожники отмечают, что для того, чтобы пассажирская дирекция была преобразована в компанию необходимо урегулировать проблему перекрестного субсидирования. Вместе с тем, для того, чтобы адекватно оценить уровень перекрестного субсидирования нужно внедрить новую Номенклатуру затрат (инструмент раздельного учета).

Что сдерживает выход на этот рынок новых участников. Проблема состоит в том, что сейчас появиться на этом рынке могут лишь те, кто имеет хорошие отношения либо аффилирован с железнодрожниками. Чтобы гарантировать выход независимым эффективным компаниям, нужна правовая база.

На первом этапе, как независимые компании, так и Пассажирская компания ОАО «РЖД» могут стать не перевозчиками, а операторами. Поэтому на них необходимо распространить разрабатываемое постановление Правительства РФ по основам правового регулирования деятельности операторов и их взаимодействия с перевозчиком.

Необходимо внесение изменений в целый ряд документов, в частности, в Правила недискриминационного доступа. Они должны касаться не только доступа к инфраструктуре, но и доступа к услугам естественных монополий. Пока таковыми являются не только инфраструктура, но и железнодорожные перевозки. Правила должны касаться вопросов ремонта подвижного состава, непосредственно связанного с обеспечением перевозочного процесса. Другие ремонты будут обособлены и частью оставлены в системе ОАО «РЖД», а частью приватизированы (в соотношении принадлежности вагонного парка).

Железнодорожники опасаются, что независимые компании выйдут только на высокодоходные направления, а «РЖД» оставят убыточные перевозки. Как представляется, эта проблема может быть решена за счет гибкого тарифного регулирования услуг инфраструктуры. По отдельным направлениям тариф может быть установлен на уровне, обеспечивающем не только компенсацию затрат, но и исходя из спроса. Этот тариф должен применяться по отношению ко всем компаниям.

Обсуждается в настоящее время и вопрос об организации высокоскоростного движения. Вместе с тем, необходимо понимать, что это весьма капиталоемкий проект. Перспективы его внедрения зависят от конкуренции с другими железнодорожными общесетевыми проектами, такими как масштабная модернизация инфраструктуры и парка локомотивов. Большое значение имеет и то, станет ли этот проект основой для развития отечественного железнодорожного машиностроения.

Заключение

Существует три важных направления отраслевой политики государства: регулирование деятельности естественных монополий, внешнеторговая политика и антимонопольное законодательство.

Монополии образуются как результат глобализации рынка. Объединение предприятий в монополию позволяет им сократить издержки и повысить свою конкурентоспособность на мировом рынке. Однако, с другой стороны существует опасность завышения цен для внутреннего потребителя. Следовательно, необходимо антимонопольное регулирование.

Естественные монополии могут возникать как в силу особенностей производства конкретного товара, так и в результате недостаточной емкости внутреннего рынка. На рынке естественной монополии сохранение единственного производителя и продавца обеспечивает эффективность производства. Для предотвращения злоупотребления монопольным положением необходимо государственное регулирование деятельности естественной монополии. Альтернативными методами ценового регулирования естественной монополии служат ценообразование по предельным издержкам, ценообразование по Рамсею, ценообразование по издержкам пиковой нагрузки. Использование государственного ценообразования на продукцию естественной монополии, наряду с ограничением монопольной власти, создает проблемы низкой мотивации усилий менеджеров, направленных на снижение издержек и повышение качества товара. Неценовые методы регулирования естественной монополии включают в себя регулирование доходности естественных монополий, внедрение конкуренции на рынок естественной монополии путем расформирования фирмы на несколько более мелких даже в ущерб эффективности, дерегулирование и либерализацию рынка, использование франчайзинга и конкурсных торгов для стимулирования конкуренции.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Заметки по экономике ...

Анализ товарооборота в хозяйственной деятельности торговой организации (на материалах ОАО Универсам Сельмашевский)
С каждым годом увеличивается роль анализа как средства управления производством. Это обусловлено необходимостью неуклонного повышения эффективности производства в связи с ростом дефицита и стоимости сырья, повышения науко- и капиталоемкости производства; отходом от командно-административной системы управления и пос ...

Анализ эффективности использования трудового потенциала предприятия на примере ООО ИТ Сервис
Главным источником благосостояния человека и качество жизни людей является труд и капитал. Соединяя в процессе труд и капитал, человек создает все материальные и духовные ценности, развивает свои профессиональные способности и трудовой потенциал. Управление персоналом в любой организации является на столько эффе ...

Безработица сущность, виды, последствия
Для многих людей чувство собственного достоинства непосредственно связано с тем делом, которым они заняты. Поэтому, обнаружив, что они являются невостребованными на рынке труда, люди переживают тяжёлое психологическое потрясение.   Читайте.

Взаимодействие микросреды на деятельность фирмы
Выполнение управленческих функций является необходимым условием для организации, собирающейся добиться определенного успеха. Дошедшая до наших дней история свидетельствует о существовании мощных древних организаций и достаточно умелом управлении ими.   Читайте.