Понятие ассиметричности информации

Само по себе слово асимметрия (от лат. asymmetria - несоразмерность) - это отсутствие или нарушение симметрии. В свою очередь, симетричность информации - это одно из условий модели совершенной конкуренции.

Отметим, что при рассмотрении конкурентого рынка создаётся идеальная модель - модель совершенной конкуренции. Она предполагает следующие условия: множество покупателей и продавцов на рынке, свободное перемещение ресурсов, отсутствие барьеров для вступления в отрасль, однородная и стандартная продукция и так же что нас интересует в первую очередь как мы уже сказали, это симметричность информации. Но в реальной жизни модель совершенной конкуренции нарушается. Симметричность информации нарушается вследствии того, что каждому экономическому агенту доступен лишь ограниченный объем информации. На рынке несовершенной конкуренции информация, как правило, неполная. И наибольшее воздействие на рыночную активность оказывает такой тип неполной информации, как асимметричная информация.

Если грубо говорить, то самое краткое определение асимметрии информации - это неполнота информации для одного из участников рыночной сделки. Но если говорить более полно, то асимметрия информации - это разная осведомлённость агентов рынка, либо участников сделки, об условиях сделки или намерениях друг друга, это проявление неравномерного распределение информации между участниками рынка - покупателями и продавцами, инвесторами и реципиентами инвестиций. Впервые данная категория информации упоминается была описана Кеннетом Эрроу в статье 1963 года, под названием «Неопределённость и экономика благосостояния в здравоохранении», в журнале «Американское экономическое обозрение». К. Эрроу утверждает, что «…риск и неопределенность являются существенными составляющими медицинских услуг;… в сущности, все особенные черты этой отрасли в действительности происходят от преобладания неопределенности».

В качестве примера он приводит взаимоотношения продавца и покупателя. Из-за несовершенства информации нечестные продавцы могут предложить менее качественный (более дешёвый в изготовлении) товар, обманывая покупателя. В результате многие покупатели, зная о низком среднем качестве, будут избегать покупок или соглашаться покупать только за меньшую цену. Производители качественных товаров в ответ, чтобы отделиться в глазах потребителя от среднестатистического продавца и сохранить за собой рынок, могут заводить торговые марки, сертификацию товаров. Важная роль торговых марок в развитой рыночной экономике - служить признаком стабильного качества. Потребители, оценивая качество продуктов, составляют репутацию рынков и продавцов. Появление интернета существенно облегчило процесс обмена информацией среди потребителей. Позволяя узнать непосредственно характеристики товара либо его репутацию, интернет снижает асимметричность информации.

Но допустим, если некоторая случайность может быть предусмотрена и запланирована в договоре, договорные отношения надежно защищены, экономическая ситуация в стране стабильная, то могут возникать и другие сложности, как в период заключения контракта (ex ante), так и в процессе его исполнения (ex post). Одна из сторон контракта может располагать важной частной информацией до заключения контракта, когда еще проводятся переговоры о его заключении, так и после заключения контракта, когда имеющейся информации недостаточно для оценки того, соблюдаются ли условия соглашения или нет. Сторона, обладающая большим объемом информации, может выиграть, если воспользуется своим информационным преимуществом. Здесь уже выступает такая экономическая категория, как оппортунизм. В новой институциональной экономической науке под оппортунизмом понимают «следование своим интересам, в том числе обманным путем, включая сюда такие явные формы обмана, как ложь, воровство, мошенничество, но едва ли ограничиваясь ими. Намного чаще оппортунизм подразумевает более тонкие формы обмана, которые могут принимать активную и пассивную форму, проявляться ex ante и ex post.»

Заметки по экономике ...

Выбор объема производства акционерного общества в условиях несовершенной конкуренции
. Основная часть Становление и развитие рыночных отношений закономерно ставит перед каждым участником рынка задачу познания законов его функционирования и понимания требований рыночной экономики. Это особенно важно для специалистов и области управления производством, которые без знания механизма функцион ...

Анализ системы оплаты труда на примере ОАО Гомельский жировой комбинат
Труд работников является необходимой составной частью процесса производства, потребления и распределения созданного продукта. Участие трудящихся в доле вновь созданного продукта (материальных и духовных благ) выражается в виде заработной платы, которая должна соответствовать количеству и качеству затраченного ими тр ...

Безработица сущность, виды, последствия
Для многих людей чувство собственного достоинства непосредственно связано с тем делом, которым они заняты. Поэтому, обнаружив, что они являются невостребованными на рынке труда, люди переживают тяжёлое психологическое потрясение.   Читайте.

Взаимодействие микросреды на деятельность фирмы
Выполнение управленческих функций является необходимым условием для организации, собирающейся добиться определенного успеха. Дошедшая до наших дней история свидетельствует о существовании мощных древних организаций и достаточно умелом управлении ими.   Читайте.