Пенсионное реформирование: цели, этапы, итоги

С 1 января 2002 года в Российской Федерации идет реформирование пенсионной системы. Ко времени проведения пенсионной реформы старая система пенсионного обеспечения, которая была основана на распределительных принципах (когда все пенсии финансируются из текущих поступлений), фактически утратила все внутренние возможности для своего дальнейшего развития. В системе назрел ряд проблем, решение которых было возможно только путем переосмысления принципов пенсионного обеспечения, сохранив при этом права нынешних пенсионеров [26, с. 20].

В качестве основных проблем, требовавших незамедлительного решения, можно выделить следующие:

тяжелая демографическая ситуация, выражающаяся в тенденции к снижению числа работающих по отношению к числу пенсионеров;

отсутствие связи между размером будущей пенсии и заработками работника, как следствие не заинтересованность в легализации заработных плат и уплате взносов в Пенсионный фонд (в период с 2000 по 2001 годы пенсионные взносы платились только с 35 % фактических доходов населения, а 65 % оставались в тени);

возможности дальнейшего увеличения размеров пенсий в распределительной системе были исчерпаны, поскольку ограничивались объективными факторами, влияющими на наполняемость бюджета Пенсионного фонда. [26, с. 21].

В целом, ситуация в российской пенсионной системе не отличалась уникальностью. Практически все страны сталкивались с подобными проблемами, и способы их решения уже достаточно хорошо изучены.

Мировая практика показывает, что единственными возможностями решения проблемы, с сохранением распределительных принципов финансирования пенсий, являются: повышение налогов, отказ от дальнейшей индексации пенсий (а иногда даже снижение их размеров), увеличение пенсионного возраста, что было сделано во многих развитых странах.

Руководство Российской Федерации отказалось от таких мер, и поэтому было принято решение кардинально изменить систему пенсионного обеспечения путем проведения пенсионной реформы.

Новая пенсионная модель предусматривает повышение уровня пенсионного обеспечения граждан путем внедрения страховых и накопительных принципов, в целях наиболее полного учета результатов трудовой деятельности каждого работника, а также в целях повышения личной ответственности граждан за уровень своего материального обеспечения при выходе на пенсию. Таким образом, пенсия не должна быть назначена человеку государством, а заработана им.

Итак, с 1 января 2002 года вступили в действие два основных закона, регулирующих непосредственно пенсионное обеспечение граждан, - Федеральный Закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», который является как бы финансовой базой для реализации нормативного акта о трудовых пенсиях [2].

В связи с принятием указанных законов утратил силу Закон РФ от 20.11.90 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», который действовал более 10 лет, что повлекло за собой определенные изменения в начислении пенсий, о которых пойдет речь ниже. Основная масса трудоспособного населения - это наемные работники, которые живут на заработную плату и не имеют других значимых источников доходов, собственности и сбережений. Поэтому в старости им можно будет рассчитывать только на свои пенсии.

Новая пенсионная модель является страховой. Она учитывает пенсионные права не столько в зависимости от продолжительности трудового стажа (для права на трудовую пенсию теперь достаточно иметь всего 5 лет страхового стажа), как от размеров заработных плат и уплачиваемых страховых взносов. Такой подход стимулирует работника на протяжении своей трудовой деятельности не отрабатывать время, как бывало раньше, а зарабатывать деньги, а также отказаться от «теневых» заработков. От этого будет польза не только самому человеку, который получает шанс заработать к старости приличные средства, но и экономике страны в целом, нуждающейся в повышении производительности труда и легализации доходов населения.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Заметки по экономике ...

Анализ себестоимости продукции на примере ОАО Газпром
В условиях перехода к рыночной экономике себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Себестоимость продукции - это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. Себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия складывае ...

Анализ финансово-экономического состояния ПО Идель
основной фонд амортизация В процессе производства сельскохозяйственной продукции применяются средства производства в виде средств труда и предметов труда. Средства производства в денежном выражении представляют производственные фонды, которые складываются из основных и оборотных фондов. Основные фонды являются главно ...

Безработица сущность, виды, последствия
Для многих людей чувство собственного достоинства непосредственно связано с тем делом, которым они заняты. Поэтому, обнаружив, что они являются невостребованными на рынке труда, люди переживают тяжёлое психологическое потрясение.   Читайте.

Взаимодействие микросреды на деятельность фирмы
Выполнение управленческих функций является необходимым условием для организации, собирающейся добиться определенного успеха. Дошедшая до наших дней история свидетельствует о существовании мощных древних организаций и достаточно умелом управлении ими.   Читайте.