Политические и правовые подходы решения проблем сотрудничества

Большой приграничный периметр и большое количество сухопутных и морских соседей образуют значительный ресурс развития России. Для приграничных регионов, занимающих относительно национальной экономики как правило, периферийное положение, внешние связи выступают важным фактором их устойчивого развития. Использование ресурса приграничного положения обусловлено действующей договорно-правовой базой регулирующей культурное и экономическое взаимодействие приграничных районов России, и ее соседей. В ее структуре можно выделить три правовых уровня.

Первый - составляют федеральные юридические акты, образующие основы правового режима международных связей и внешнеэкономической деятельности федерации. Наиболее важными среди них являются: Конституция Российской Федерации, законы «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «Таможенный кодекс и таможенный тариф», «Об иностранных инвестициях», «О международных договорах Российской федерации», «О государственной границе РФ». На этом, верхнем правовом уровне определяется общий уровень открытости России и тем самым соотношение контактности и барьерности ее границ.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71, п. к, л, м, н) большинство вопросов внешней и оборонной политики отнесено к сфере исключительного ведения федерального центра: внешняя политика и международные отношения, международные договоры, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения, оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, определение и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа.

К сфере совместного ведения отнесены координация международных и внешнеэкономических связей РФ и выполнение её международных договоров (ст. 72, п. 1). В п. 2 той же статье особо подчеркнуто, что эти положения в равной мере распространяются на все виды субъектов федерации. Иными словами, последние имеют равные права и статус в сфере международных связей.

В ст. 76, п. 4 указывается, что вне пределов ведения РФ ее субъекты могут осуществлять собственное правовое регулирование. Некоторые регионы интерпретировали это положение Конституции как право субъектов федерации на принятие собственных нормативных актов и в области международной деятельности.

Оценивая значение Конституции РФ для регулирования международной деятельности регионов, необходимо отметить, что этот документ не содержит детального описания полномочий субъектов федерации. Использованный в нем язык не всегда ясен, что создает основание для возникновения разногласий при интерпретации текста Конституции. Один из наиболее распространенных способов адаптации конституционного права к меняющимся условиям - это принятие федерального законодательства, развивающего и уточняющего те или иные конституционные положения.

В Федеральных Законах даётся более чёткое определение полномочий регионов: «

Субъекты Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Субъекты Российской Федерации с согласия Правительства Российской Федерации могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств».

Второй правовой уровень создают межгосударственные документы и соглашения, определяющие цели, механизмы и конкретные сферы сотрудничества России с международными организациями и отдельными странами. Двусторонние и многосторонние соглашения регулируют таможенный и визовый режим, порядок налогообложения юридических и физических лиц друг друга, порядок взаимных расчетов и т.д. На основе этих соглашений формируется отличное от общего соотношение контактности и барьерности границ. Например в рамках Союзного государства Россия - Белоруссия фактически формируется единое экономическое пространство двух стран. Также велика прозрачность границ между странами Евразийского экономического сообщества.

Перейти на страницу: 1 2

Заметки по экономике ...

Внутренний рынок как зеркало проблем украинской промышленности
Тема контрольной работы "Внутренний рынок как зеркало проблем украинской промышленности" по дисциплине "Экономика промышленности". Активное исследование проблем рынка, в частности внутреннего, началось вместе с рыночной трансформацией экономики Украины. Если на первых этапах основное внимание ...

Анализ эффективности использования оборотных активов (на примере ООО Кубаньжилстрой)
Развитие рыночных отношений в стране обусловило повышение роли финансов предприятия. Состояние финансовых ресурсов предприятия становиться фактором, определяющим финансовые результаты его деятельности. Количественные и качественные параметры финансового состояния предприятия определяют его место на рынке и способнос ...

Безработица сущность, виды, последствия
Для многих людей чувство собственного достоинства непосредственно связано с тем делом, которым они заняты. Поэтому, обнаружив, что они являются невостребованными на рынке труда, люди переживают тяжёлое психологическое потрясение.   Читайте.

Взаимодействие микросреды на деятельность фирмы
Выполнение управленческих функций является необходимым условием для организации, собирающейся добиться определенного успеха. Дошедшая до наших дней история свидетельствует о существовании мощных древних организаций и достаточно умелом управлении ими.   Читайте.