Влияние экспортной ориентации и железнодорожного транспорта Украины за годы независимости

Так, в Европе она занимает 4-е место по протяженности эксплуатируемых железнодорожных линий общего пользования, 6-е - по количеств локомотивов, 2-е - по количеству железнодорожных вагонов и только 7-е - по количеству перевезенных пассажиров. В 1991 г. Украина имела более интенсивное пассажирское железнодорожное сообщение, в том числе и дальнего следования, что свидетельствует о существенном недоиспользовании потенциала железных дорог страны в XXI в. (табл. 1).

Экономический кризис и геополитические изменения на постсоветском и постсоциалистическом пространстве повлекли за собой существенное сокращение в стране подвижного состава и уменьшение объема перевозок, а износ основных фондов отрасли - сокращение эксплуатационной длины железнодорожных путей общего пользования до уровня 1964 г

Сокращение эксплуатационной длины железнодорожных путей происходит во всех развитых странах и связано с тем, что перевозить пассажиров и грузы на короткие расстояния выгоднее автомобильным транспортом. Становление в Украине рыночной экономики и увеличение количества автомобилей обусловили повторение пути европейских стран. Исходя из их опыта, при современных тенденциях развития стоит ожидать еще большего сокращения эксплуатационной длины железнодорожных путей общего пользования из-за убыточности многих направлений местного значения. В то же время поддерживание их в надлежащем состоянии требует больших затрат.

Только за последние годы, в связи с подготовкой к проведению Европейского чемпионата по футболу 2012 г., были уложены вторые пути на участке Полтава - Кременчуг - Знаменка, что позволило создать железнодорожный коридор Львов - Киев - Полтава - Славянск - Донецк для скоростного пассажирского сообщения 160 км/ч. Для его запуска в 2012 г. электрифицировали участок Полтава - Лозовая. Самая низкая скорость будет только на двух участках, где останется смешанное железнодорожное сообщение: Львов - Здолбунов и Донецк - Краматорск.

Благодаря достижению намеченной средней скорости из Киева в любой областной центр можно будет доехать за 5-6 часов, то есть сделать максимальное количество поездов дневными.

Таким образом, имеются все предпосылки для увеличения пропускной способности этого железнодорожного коридора за счет уменьшения количества спальных вагонов (по мнению Л. Л. Железняка, это сократит приписной парк пассажирских вагонов почти на 4,5 тыс., что даст возможность "Укрзалізниці" сэкономить средства) и использовать его для международного сообщения, в том числе транзитного, а также грузовых перевозок. Украина имеет разные направления международного пассажирского и грузового железнодорожного сообщения, что позволяет, за счет магистрализации и специализации существующей железнодорожной сети, повысить пропускную способность и уменьшить время нахождения в пути без дополнительных капиталовложений.

По отдельным главным параметрам развития железных дорог (см. табл.1) Украина находится на уровне, достигнутом развитыми странами в 60-70-е года XX в. Так, например, современная длина электрифицированных железных дорог Украины сопоставима с соответствующим показателем Франции в 1970 г. (9,3 тыс. км), при этом количество работающих в "Укрзалізниці" ненамного больше численности персонала на Национальных железных дорогах Франции в 1961г.

(349,8 тыс. чел.) и равно соответствующему показателю железных дорог Украины в 1950 г. - 377 тыс. чел Такая диспропорция свидетельствует о необходимости технической модернизации и изменений в кадровой политике.

За годы независимости длина электрифицированных железнодорожных линий увеличилась на 1408 км, что сделало перевозки экономически более эффективными. Кроме того, стабильный прирост объемов внешней торговли Украины в начале XXI в. и транзита их по железным дорогам способствовал увеличению коммерческих перевозок "Укрзалізниці" (см. табл. 1). Так, в 2009 г. 16,26% в общую прибыль компании принесли именно транзитные перевозки. По расчетам Е. Петренко, доход от железнодорожного транзита грузов и комплекса связанных с ним услуг составил почти 6% ВВП Украины.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Заметки по экономике ...

Анализ хозяйственно-финансовой деятельности ФГУП учхоза Пригородное
Алтайский край является житницей не только Сибири, но и страны, т.к. это крупнейший производитель зерна в Российской Федерации. Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 12,4 миллиона гектаров, в том числе сельскохозяйственных угодий - 10,6 миллиона гектаров, из них пашни - 6,5 миллиона г ...

Анализ функционирующего капитала организации и пути повышения эффективности его использования
Капитал - это самовозрастающая стоимость, т.е. стоимость, авансированная (инвестиционная) в производство с целью извлечения прибыли (воспроизводство новой стоимости). Капитал обладает стоимостью (ценой) и определение цены капитала, его структуры, позволяющей минимизировать финансовые расходы, связанные с его формир ...

Безработица сущность, виды, последствия
Для многих людей чувство собственного достоинства непосредственно связано с тем делом, которым они заняты. Поэтому, обнаружив, что они являются невостребованными на рынке труда, люди переживают тяжёлое психологическое потрясение.   Читайте.

Взаимодействие микросреды на деятельность фирмы
Выполнение управленческих функций является необходимым условием для организации, собирающейся добиться определенного успеха. Дошедшая до наших дней история свидетельствует о существовании мощных древних организаций и достаточно умелом управлении ими.   Читайте.