Влияние экспортной ориентации и железнодорожного транспорта Украины за годы независимости

Восстановлению докризисных объемов перевозок грузов и пассажиров препятствует высокий уровень изношенности эксплуатируемого подвижного состава. В Украине к началу 2010 г. свой срок службы отработали 83% пассажирских вагонов, 71% грузовых, 89% магистральных электро- и 92% тепловозов. Именно поэтому стабильно сокращается парк пассажирских вагонов. Если в 2000 г. эксплуатировали 9 тыс. пассажирских вагонов, то в 2009 г. - только 7,3 тыс., средний возраст которых был равен 26,8 года. Таким образом, без значительных капиталовложений в подвижной состав (за 2009 г. были приобретены лишь 4 электровоза) невозможны дальнейшее развитие и функционирование железнодорожного транспорта страны. Это приводит к недоиспользованию существующего транзитного потенциала и потере реальных возможностей отвели в международном железнодорожном сообщении, что в свою очередь, не позволяет осуществить необходимую модернизацию подвижного состава и станционно-путейного хозяйства.

Современное состояние подвижного состава и станционно-

путейного хозяйства железнодорожного транспорта Украины прямо влияет на объемы пассажирского сообщения как в ее пределах, так и за рубежом. Поэтому железнодорожный транспорт страны в 2009 г. перевез всего 236 млн. пассажиров (немного больше, чем в 1951 г. - 232 млн. чел.). При этом за годы независимости доля пассажиров, отправленных на дальние расстояния в общем количестве перевезенных железной дорогой, увеличилась с 27,52% до 47,71% (см. табл. 1). Таким образом, международное пассажирское железнодорожное сообщение является одним из основных видов экономической деятельности "Укрзалізниці".

Выгодное транспортно-географическое положение Украины позволяет наращивать международные железнодорожные перевозки и экспорт соответствующих услуг. В конце 90-х годов XX в. железнодорожный транспорт страны около 60% своего грузооборота формировал за счет международных (экспортных, импортных и транзитных) перевозок грузов в прямом и смешанном сообщениях. За годы независимости были введены новые и реконструированы действовавшие комплексы по перегрузке грузов и перестановке вагонов на ряде пограничных станций на западной государственной границе (Вадул-Сирет, Мостиска-2, Чоп, Ягодин) что позволило увеличить объем международных железнодорожных перевозок.

Важным моментом в развитии экспорта железнодорожных услуг стало введение международных контейнерных и контроллерных поездов. Первым из них в 1996 г. стал поезд "Украина-экспресс" между Киевом и Гамбургом. Сегодня он ездит нерегулярно, также, как поезда "Балтика" (Одесса (Ильичевск) - Гданьск), Варшава - Запорожье, Луганск - Славкув, Николаев - Москва и др. На постоянной основе действуют 4 таких международных грузовых поезда, причем только "Чардаш" проходит транзитом через всю территорию страны, соединяя Будапешт и Москву. Следует отметить, что украинские железные дороги очень важны для следования контейнерных поездов ОАО "РЖД" (лидера в СНГ по их количеству), что свидетельствует о высоком уровне использования транзитного потенциала страны и о ее важном значении для внешней торговли России.

Большинство этих поездов связывают страну с городами Европы по наименее загруженным железнодорожным линиям Украины, что способствует использованию ранее не задействованного экспортного потенциала нашего государства. Однако соответствующий грузопоток между странами развит недостаточно (они ходят раз в неделю).

Сравнение маршрутов следования транзитных контроллерных и пассажирских поездов показало, что одновременно одни и те же железнодорожные участки используются лишь частично, а это позволяет успешно улучшать оба вида транзитных услуг и увеличивать объем экспорта железнодорожных услуг.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Заметки по экономике ...

Анализ факторов, оказывающих влияние на себестоимость выпускаемой продукции в ООО Верхневолжская компания
Актуальность темы курсового проекта «Анализ факторов, оказывающих влияние на себестоимость выпускаемой продукции» определяется тем, что в условиях рыночных отношений и обострения конкурентной борьбы побеждают те товаропроизводители, которые могут эффективно использовать все виды имеющихся у них ресурсов, формируя те ...

Анализ финансового состояния предприятия ОАО Гайский горно-обогатительный комбинат
Результаты в любой сфере бизнеса зависят от наличия и эффективности использования финансовых ресурсов, обеспечивающей жизнедеятельность предприятия. Поэтому забота о финансах является отправным моментом и конечным результатом деятельности любого субъекта хозяйствования, в условиях рыночной экономики эти вопросы име ...

Безработица сущность, виды, последствия
Для многих людей чувство собственного достоинства непосредственно связано с тем делом, которым они заняты. Поэтому, обнаружив, что они являются невостребованными на рынке труда, люди переживают тяжёлое психологическое потрясение.   Читайте.

Взаимодействие микросреды на деятельность фирмы
Выполнение управленческих функций является необходимым условием для организации, собирающейся добиться определенного успеха. Дошедшая до наших дней история свидетельствует о существовании мощных древних организаций и достаточно умелом управлении ими.   Читайте.