Влияние экспортной ориентации и железнодорожного транспорта Украины за годы независимости

Важным фактором наращивания транзитных и экспортных железнодорожных перевозок стало присоединение Украины к Конвенции о международных железнодорожных перевозках по колее 1435 мм, чему поспособствовало наличие на западной приграничной территории государства железнодорожных путей такого типа (все они имеют одновременно колею 1520 и 1435 мм, что позволяет поездам разных стран не переставлять колеса и существенно влияет на скорость движения). После ремонта и модернизации в 2002-2004 гг. участка Чоп -

Дьяково (Закарпатская обл.) стоимостью 54 млн. грн. и упрощения прохождения международными транзитными грузовыми поездами, следующими через Украину в сопредельные страны, таможенного контроля соответствующие грузоперевозки резко выросли. Этому также способствовало введение в действие словацко-украинско-румынского грузового тарифа для этих перевозок и создание в 2000 г. на станции Чоп Европейского транспортно-экспедиционного отделения.

Как результат, общий объем всех международных грузовых перевозок на этом участке увеличился в 3,6 раза, причем только за 2002-2003 гг. - на 77,8% . Прирост грузоперевозок между отдельными странами с 1996 по 2003 г. составил: между Румынией и Словакией - 1,4 раза; Словакией и Румынией - 3; Румынией и Польшей - 6,8; Польшей и Румынией - 7,8 раза. По участку Чоп - Дьяково так же курсируют нерегулярные транзитные международные пассажирские поезда (например, с 1996 г. по летнему расписанию ходит поезд Краков - Констанца).

За годы независимости объем международных пассажирских железнодорожных перевозок страны вырос во много раз.

Были запущены новые пассажирские поезда и скорректированы маршруты следования уже существующих. Поскольку за транзит по территории другого государства необходимо платить, "Укрзалізниця" направила часть поездов, которые раньше шли через Беларусь и Молдову, по Украине. Так, например, с 1995 г. поезд Киев - Варшава проходит через станцию Ягодин. Тем самым был реализован экспортный потенциал рокадных путей на приграничной территории. В то же время отдельные участки железных дорог, несколько раз пересекающие государственную границу стран СНГ, фактически были выведены из международного железнодорожного сообщения из-за отсутствия соответствующих соглашений об их использовании между соседними государствами.

В 2011 г. объем международных пассажирских железнодорожных перевозок Украины составил 5,2 млн. чел., а это больше соответствующего показателя СССР в целом - 4,3 млн. чел. в 1988 г.

Таким образом, международное железнодорожное пассажирское сообщение является важным источником доходов для "Укрзалізниці".

За 2000-2009 гг. стоимость экспорта железнодорожных пассажирских услуг увеличилась в 4,41 раза, а грузовых - в 2,21 раза.

Стабильный рост этих показателей при увеличении перевозок пассажиров поездами дальнего следования доказывает, что "Укрзалізниця" является экспортоориентированной компанией. В 2009 г. экспорт железнодорожных пассажирских услуг принес ей 280,56 млн. дол. - 41,8% от общей прибыли пассажирских перевозок железными дорогами Украины.

Ввиду своего монопольного положения в сфере железнодорожного транспорта, а также с учетом объема перевезенных грузов и пассажиров в международном сообщении "Укрзалізниця" является ведущим игроком на рынке транспортных услуг Украины и одной из немногих прибыльных государственных компаний.

Рассмотрим детальнее региональные особенности международного железнодорожного сообщения Украины.

Железнодорожные потоки осуществляются преимущественно в направлении восток - запад и пересекают большую часть территории страны. Транзитные перевозки в основном следуют из России в страны Центральной и Восточной Европы. Так, почти 1/3 всех транзитных грузов и пассажиров перевозит Юго-Западная железная дорога. Она обслуживает максимально загруженную транзитным международным пассажирским сообщением железнодорожную линию страны - Москва - Киев - Жмеринка, от которой далее (на запад и юг) идут ответвления. Для увеличения объема движения по ней в направлении на Львов уже в 2000 г. были завершены ремонтные работы, позволившие пассажирским поездам достигать скорости до 120 км/ч.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Заметки по экономике ...

Анализ хозяйственной деятельности предприятия
Преддипломная практика является завершающим этапом учебного процесса и служит целью закрепления теоретических знаний и умений, получения практических навыков. На основании прохождения практики пишется отчет, который содержит практический материал исследования и изучения предприятия, получения знаний и умений упра ...

Анализ себестоимости продукции животноводства на примере ООО Таширово
В настоящее время в России развивается производство, а вместе с ним рынок и экономика страны. Если раньше в начале девяностых годов при дефиците товаров не стояла острая проблема реализации продукции, то сегодня можно сказать, что она существует. С процессом наполнения рынка товарами и услугами растет конкуренция, ч ...

Безработица сущность, виды, последствия
Для многих людей чувство собственного достоинства непосредственно связано с тем делом, которым они заняты. Поэтому, обнаружив, что они являются невостребованными на рынке труда, люди переживают тяжёлое психологическое потрясение.   Читайте.

Взаимодействие микросреды на деятельность фирмы
Выполнение управленческих функций является необходимым условием для организации, собирающейся добиться определенного успеха. Дошедшая до наших дней история свидетельствует о существовании мощных древних организаций и достаточно умелом управлении ими.   Читайте.