Методы выбора поставщика для предприятия

Существует несколько распространенных методов выбора поставщика:

затратно - коэффициентный

доминирующих характеристик

категорий предпочтения

рейтинговая оценка факторов и др.

Наиболее распространенным методом выбора поставщика можно считать метод рейтинговых оценок, который в свою очередь является разновидностью метода категорий предпочтения.

Затратно - коэффициентный метод заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делится на несколько возможных вариантов (миссий) и для каждого тщательно рассчитываются все расходы и доходы. В результате получаются данные для сравнения и выбора вариантов решений (миссий). Для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы/выигрыши (при этом учитываются логистические риски). Затем из набора вариантов (миссий) выбирается наиболее выгодный вариант (по критерию общей прибыли).

Метод доминирующих характеристик состоит в сосредоточении на одном выбранном параметре (критерии). Этот параметр может быть: наиболее низкой ценой, наилучшим качеством, графиком поставок, и т. п. Преимущество этого метода - в простоте, а недостаток - в игнорировании остальных факторов.

В случае метода категорий предпочтения оценка поставщиков, в том числе и выбор способа его оценки зависит от информации, стекающейся из многих подразделений фирмы. Такой метод подразумевает наличие обширной информации из множества источников, которая позволяет рассматривать каждый фактор наравне с остальными, в то время для фирмы, возможно, какой-то фактор является ключевым. Например, простота использования продукции в производственном процессе.

В данной работе мы рассмотрим наиболее подробно три метода: метод анализа иерархий, метод линейного программирования и метод анализа полной стоимости.

Метод анализа иерархий можно сопоставить с методом рейтинговой оценки поставщиков, а метод анализа полной стоимости соприкасается с затратно-коэффициентным методом[14].

Метод анализа иерархий

Как уже было сказано, метод анализа иерархий соприкасается с рейтинговой оценкой поставщиков. Поэтому прежде чем рассказать об алгоритме решения задачи выбора поставщика с помощью данного метода, охарактеризуем критерии, по которым предприятие может оценивать поставщиков.

Критерии, а также их ранжирование (приоритет) должны устанавливаться высшим менеджментом фирмы-производителя, исходя из стратегических и тактических целей бизнеса. К числу важнейших критериев выбора поставщика относятся: качество поставляемых материальных ресурсов и сервиса, надежность поставок, финансовые условия, возможности (способности) удовлетворить требование фирмы-производителя, расположение (дислокация), сопутствующий сервис и другие.

Среди наиболее важных критериев отбора находится, конечно, качество. Качество поставляемых материальных ресурсов должно удовлетворять производственные подразделения фирмы по характеристикам спецификации, техническим и конструктивным параметрам, физическим и химическим свойствам и т.д., т.е. полностью удовлетворять требованиям соответствующих оговоренных заранее стандартов, отраженных, как правило, в сертификатах. Логистические менеджеры фирмы, отвечающие за закупки, должны сравнить фактические параметры поставляемых материальных ресурсов со стандартными параметрами (или оговоренными в договорах на поставку). Это сравнение осуществляется обычно на этапах входного контроля. В ряде случаев входной контроль не производится (когда партнеры хорошо знают друг друга и надежность поставщика не вызывает сомнения). При оценке качества материальных ресурсов могут дополнительно исследоваться жизненный цикл изделия, ремонтопригодность, требуемая техническая поддержка (сервис), легкость в использовании, сохраняемость и т.п.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Заметки по экономике ...

Анализ хозяйственной деятельности предприятия ОАО Минский комбинат силикатных изделий
Место практики - ОАО «Минский комбинат силикатных изделий», специализирующееся на производстве строительных и теплоизоляционных материалов для промышленного и гражданского строительства. К ним относятся: кирпич силикатный рядовой утолщенный; кирпич силикатный лицевой утолщенный, блоки из ячеистого бетона стеновые; ...

Глобальный кризис 2011 г. Поиск новой модели роста
Экономический кризис - это всегда исходная точка модернизации. Поскольку накопленные резервы позволили не допустить банкротств и принудительной структурной модернизации, российские власти стали формировать повестку модернизации сверху. В 2011 г. активизировалось обсуждение общих принципов ее стимулирования (дискусси ...

Безработица сущность, виды, последствия
Для многих людей чувство собственного достоинства непосредственно связано с тем делом, которым они заняты. Поэтому, обнаружив, что они являются невостребованными на рынке труда, люди переживают тяжёлое психологическое потрясение.   Читайте.

Взаимодействие микросреды на деятельность фирмы
Выполнение управленческих функций является необходимым условием для организации, собирающейся добиться определенного успеха. Дошедшая до наших дней история свидетельствует о существовании мощных древних организаций и достаточно умелом управлении ими.   Читайте.