Методы выбора поставщика для предприятия

Не последнюю роль в выборе поставщика играет его географическое расположение. Важность этого критерия определяется, прежде всего, транспортными расходами на доставку материальных ресурсов. Партнерство с близлежащими поставщиками обеспечивает, как правило, доставку материальных ресурсов с баз промежуточного хранения, лучшие условия для внедрения JIT подхода, более короткие производственные циклы, большую надежность поставок, лучшие условия для кооперации. Однако следует учитывать, что удаленные поставщики могут обеспечить поставку материальных ресурсов более высокого качества, по более низким ценам, с лучшим сервисом.

Как уже указывалось ранее, расстановка приоритетов при выборе поставщика зависти от очень большого числа факторов и, прежде всего, от маркетинговой и логистической стратегии фирмы-производителя. Укрупнено их можно свести к трем основным: цена, качество, сервис (надежность) поставок материальных ресурсов[8].

В настоящее время для решения различных многокритериальных задач широко используется разработанный Т. Саати метод, получивший название метод анализа иерархий (МАИ). Он может помочь выпускнику вуза правильно выбрать место будущей работы, кадровику - определить наиболее подходящего кандидата на вакантную должность, бизнесмену - купить автомобиль или дачу, администрации города - найти наилучшее место для постройки аэропорта и т.д.

Типичная постановка задачи, для которой можно использовать МАИ, такова. Известны общая цель, список альтернатив (вариантов решения) и критерии их оценки. Нужно выбрать наилучшую альтернативу.

С помощью этого метода лицо, принимающее решение, преобразует свои субъективные качественные оценки относительной важности критериев в количественные критерии - весовые коэффициенты, используемые для ранжирования имеющихся альтернатив и определения лучшей из них.

Метод реализуется в несколько этапов. Сначала производится структуризация задачи. Строится дерево иерархии - иерархическая структура, которая имеет несколько уровней. Его вершиной (первый уровень) является общая цель (глобальный критерий). Затем структурируются частные (локальные) критерии. В простейшем случае они образуют одну группу и относятся к одному уровню иерархии. Однако в более сложных задачах, когда число критериев достаточно велико, они разбиваются на отдельные группы. Элементы каждой из групп агрегируются в критерии более высокого уровня, которые, в свою очередь, также агрегируются и т.д. На самом нижнем уровне дерева иерархии находятся альтернативы.

На втором этапе ЛПР на всех уровнях иерархии (кроме первого) определяет в каждой группе критериев весовые коэффициенты ее членов, которые характеризуют их относительную важность с точки зрения критерия следующего, более высокого уровня. Альтернативы также сравниваются между собой по отдельным критериям с целью определения веса каждой из них.

Для определения коэффициентов важности критериев либо критериальной ценности альтернатив проводятся парные сравнения всех элементов группы по заданной балльной шкале. Их результат представляется в виде квадратной числовой матрицы, называемой матрицей парных сравнений. Затем вычисляется вектор весовых коэффициентов и проводится проверка того, насколько согласованы между собой сделанные ЛПР сравнения.

На заключительном этапе на основе найденных весовых коэффициентов вычисляются оценки всех альтернатив по заданным критериям. Лучшей считается альтернатива, имеющая самую высокую суммарную оценку.

Рассмотрим более подробно, как осуществляются некоторые из этапов данного метода.

Чтобы найти весовые коэффициенты (приоритеты), характеризующие относительную значимость (важность) критериев, нужно построить матрицу парных сравнений А = (aij), в которой элемент aij -это оценка важности i-го критерия относительно j-го критерия. Например, a13 - оценка важности первого критерия относительно третьего. Критерий в строке i оценивается относительно каждого из критериев, представленных в столбцах матрицы. Таким образом, А - квадратная матрица размерности n*n, где n - число сравниваемых критериев. Для построения парных сравнений в МАИ используется шкала сравнения двух критериев В и С, согласно которой оценка более значимого критерия В может принимать целочисленные значения из интервала (1,9) (табл.1).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Заметки по экономике ...

Анализ хозяйственной деятельности предприятия ОАО Минский комбинат силикатных изделий
Место практики - ОАО «Минский комбинат силикатных изделий», специализирующееся на производстве строительных и теплоизоляционных материалов для промышленного и гражданского строительства. К ним относятся: кирпич силикатный рядовой утолщенный; кирпич силикатный лицевой утолщенный, блоки из ячеистого бетона стеновые; ...

Безработица сущность, виды, последствия
Я решила написать курсовую работу на тему: "Безработица: сущность, виды, последствия", так как проблема безработицы является наиболее актуальной на сегодняшний день. Безработица - не просто отсутствие работы. Она ставит нелегкие задачи перед теми, кто профессионально занимается социальной работой. Ведь ...

Безработица сущность, виды, последствия
Для многих людей чувство собственного достоинства непосредственно связано с тем делом, которым они заняты. Поэтому, обнаружив, что они являются невостребованными на рынке труда, люди переживают тяжёлое психологическое потрясение.   Читайте.

Взаимодействие микросреды на деятельность фирмы
Выполнение управленческих функций является необходимым условием для организации, собирающейся добиться определенного успеха. Дошедшая до наших дней история свидетельствует о существовании мощных древних организаций и достаточно умелом управлении ими.   Читайте.