Теория спроса и предложения

Важнейшими категориями микроэкономического анализа является спрос и предложение на отдельных рынках. Спросом называется количество товаров и услуг, которые будут куплены по определенной цене и за определенный период времени. Бесполезно пытаться определить спрос без цены, так как он изменяется именно в зависимости от нее. Действует закон спроса: при прочих равных условиях спрос на товары в количественной выражении изменяется в обратной зависимости от цены. Таким образом, величина спроса имеет тенденцию расти при падении цены и уменьшается при ее повышении. Это происходит по двум причинам. Во-первых, если цена одного товара падает, а цены других товаров остаются прежними, то покупатель стремится замещать дешевым товаром те товары, которые он использовал ранее. Во-вторых, когда цена товара падает при постоянстве цен других товаров и неизменных доходах покупателей, то люди начинают чувствовать себя богатыми. Они используют свою возросшую покупательскую способность, приобретая больше различных вещей, и чаще всего, покупая больше всего именно того товара, который подешевел.

Закон не действует в трех случаях:

1. При ажиотажном спросе, вызванным ожидаемым повышением цен;

2. При покупке некоторых редких и дорогостоящих товаров, является средством помещения денег;

3. При переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары.

На изменение спроса влияют и неценовые факторы:

. изменение в денежных доходах населения;

. изменение в структуре населения;

. изменение цен на другие товары;

. экономическая политика правительства;

. изменение потребительских предпочтений под воздействием рекламы, моды и др.

D

А

В

D

Рис. 1. Кривая спроса

Особый характер зависимости между ценой товара и количеством его продаж показаны на рис. 1. Если цена товара возрастает от точки В до точки А, то объем продаж снижается. Это показано на осях графика. Направление стрелок на осях графика изменится на противоположное, если цена снизится в направлении от точки А к точке В. Любой точке - А, В-на кривой спроса DD соответствует определенное значение двух переменных - цены и объема продаж. Движение по кривой спроса из одной точки в любую другую показывает, как изменение одной переменной, т.е. цены вызывает обратное движение кривой.

Предложением называется количество товаров или услуги, которые производитель готовы продать по определенной цене за определенный период. Зависимость между ценой и предложением прямая. Закон предложения гласит: предложение, при прочих различных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены. По мере роста цен производители предлагают к продаже больше количества товаров, а по мере их падения - меньше. Реакция предложения на цену объясняется тем, что, во-первых, фирмы, занятые в отрасли, при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые новые мощности, приведет к увеличению предложения. Во-вторых, в случае продолжительного и устойчивого повышения цен в эту отрасль устремятся другие производители, что еще более увеличит производство и предложения. Однако в краткосрочном плане увеличение предложения не всегда наступает немедленно за повышением цены. Так как может не оказаться резервов для увеличения производства, но в долгосрочном плане увеличение предложения всегда следует за повышением цены. Предложение изменяется под влиянием неценовых факторов:

1. изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменение источников ресурсов, налоговой политики, стоимости факторов производства;

2. выход на рынок новых фирм увеличит предложение вне зависимости от цен;

3. изменение цен на другие товары, приходящие к переливу ресурсов;

4. природные катастрофы, политические действия, войны, разрушают экономику, влияют на сокращение предложения.

P1 A

P2 B

Q1 Q2

Рис. 2. Кривая предложения

Точка А на кривой предложения SS показывает более высокий уровень цены Р1 и возросший объем товаров Q1, предлагаемых к продаже на рынке; точка В на кривой предложения показывает изменившуюся ситуацию: снижение цены до уровня Р2, которому соответствует сокращение предлагаемых к продаже товаров Q2.

Как видно из рис. 2, предложение товаров имеет вид кривой с положительным наклоном, отражающей прямую зависимость между двумя переменными - ценой товара и его количеством, или объемом для продажи на рынке.

Перейти на страницу: 1 2

Заметки по экономике ...

Анализ финансовых результатов
Финансовые результаты деятельности любой организации складываются из ее доходов и расходов и характеризуются приростом суммы собственного капитала (чистых активов), основным источником которого является прибыль от операционной, инвестиционной, финансовой деятельности, а также в результате чрезвычайных обстоятельств. ...

Государственная поддержка предпринимательского сектора Украины
Тема контрольной работы «Государственная поддержка предпринимательского сектора Украины» по дисциплине «Управление экономикой». Цель работы - проанализировать состояние предпринимательского сектора Украины и показать недостаточную эффективность действующей государственной программы поддержки малого бизнеса всех ...

Безработица сущность, виды, последствия
Для многих людей чувство собственного достоинства непосредственно связано с тем делом, которым они заняты. Поэтому, обнаружив, что они являются невостребованными на рынке труда, люди переживают тяжёлое психологическое потрясение.   Читайте.

Взаимодействие микросреды на деятельность фирмы
Выполнение управленческих функций является необходимым условием для организации, собирающейся добиться определенного успеха. Дошедшая до наших дней история свидетельствует о существовании мощных древних организаций и достаточно умелом управлении ими.   Читайте.