Эластичность спроса и предложения

Эластичностью называется мера реакции одной переменной на изменение другой, выраженная как отношение процентных изменений. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене - это отношение процентного изменения в величине спроса на товар к данному процентному изменению его цены. Спрос может изменяться по-разному. Существуют три варианта зависимости спроса от зависимости цены.

1. Если величина спроса изменяется на больший процент, чем цена, то это эластичный спрос.

2. В результате уменьшения, цены вызывают падение общего дохода, то это спрос не эластичен.

3. Изменение цены вызывает абсолютно пропорциональное изменение величины спроса, так что доход остается неизменным. Когда процентное изменение спроса эквивалентно процентному изменению цены товара, то это спрос с единичной эластичностью.

Пусть Р1 и Q1 означают величину и цену спроса до изменения ситуации, а Р2 и Q2 - соответственно параметры после изменения, E - эластичность спроса по цене. Тогда эластичность по цене выглядит следующим образом:

(Q2 - Q1) / (Q1 + Q2)

Е = (Р2 - Р1) / (Р1 + Р2)

Эластичность с проса на товар по доходам определяется как отношение процентного изменения величин спроса на товар к процентному изменению доходов. Численное измерение эластичности по доходам предполагает, что цена товара в этот конкретный момент не меняется. Используя обозначения Q1 и Q2, характеризующие величину спроса до и после изменения доходов У1 и У2, формулу средней точки для эластичности спроса по доходам Е, можно выразить следующим образом:

(Q2 - Q1) / (Q2 + Q1)

Е = (Y1 - Y2) / (Y1 + Y2)

Численное значение эластичности по доходам тесно связано с понятием нормальных товаров и низших товаров. Для нормальных товаров повышение дохода вызывает повышение спроса. Эластичность спроса по доходу на нормальные товары положительна. Эластичность спроса по доходу на товары низкого качества - отрицательна.

Понятие эластичности распространяется не только на спрос, ее можно также использовать для определения реакции величины предположения на изменение цен. Формально эластичность предложения товара по цене определяется как процентное изменение в величине предложения товара, соотнесенное с процентным изменением в цене данного товара.

Интенсивность изменения цен и их количества также различна, и на практике могут иметь место следующие ситуации:

1. эластичного предложения - 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара, превышающего 1%.

2. Неэластичного предложения - увеличение цены не оказывает какого-либо влияние на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.

3. С единичной эластичностью - 1% увеличения цены вызывает 1% увеличения их предложения.

Заметим, что формула средней точки для вычисления эластичности предложения по цене совпадает с аналогичной формулой для вычислений эластичности спроса по цене с той лишь разностью, что параметр КУ в числителе этой формулы теперь обозначает величину предложения, а не величину спроса.

Перейти на страницу: 1 2

Заметки по экономике ...

Вклад Луиджи Пазинетти в экономическую науку
В послевоенный период теория кейнсианства занимала ведущее положение примерно до начала 70-х гг. ХХ в. Но кризис 1974-75 гг. заставил пересмотреть кейнсианский подход, основанный на стимулировании спроса. Современный этап мирового развития характеризуется небывалым обострением борьбы мировых общественных систем. Луи ...

Государственное регулирование особых экономических зон
Современный мир переживает фундаментальные и динамичные перемены, глубоко затрагивающие интересы Российской Федерации. Трансформация международных отношения, продвижение российских реформ одновременно расширяют возможности сотрудничества России с ведущими государствами мира. На передний план в качестве главных сост ...

Безработица сущность, виды, последствия
Для многих людей чувство собственного достоинства непосредственно связано с тем делом, которым они заняты. Поэтому, обнаружив, что они являются невостребованными на рынке труда, люди переживают тяжёлое психологическое потрясение.   Читайте.

Взаимодействие микросреды на деятельность фирмы
Выполнение управленческих функций является необходимым условием для организации, собирающейся добиться определенного успеха. Дошедшая до наших дней история свидетельствует о существовании мощных древних организаций и достаточно умелом управлении ими.   Читайте.