Теория потребительского выбора

Потребительское поведение - это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные на товары и услуги, что определяет развитие их производства и предложение на рынках. Именно в этом смысле справедливо утверждение, что производство служит потребителю, а не наоборот, и, что покупатель всегда прав. Потребительское поведение обусловлено доходами людей, которые распределяют их в соответствии с личными представлениями о максимальной потребности и выгодности покупаемых благ.

Поведение людей в сфере распределения собственных доходов и приобретения потребительских благ индивидуально и субъективно. Но из индивидуальных кривых спроса потребителей складывается совокупный спрос по каждому из множества благ, «сигнализируя» производству и предложению о том, какое количество требуется на рынках. Разумеется, вряд ли найдется хоть один человек, который детально вычерчивал бы кривую спроса и субъективного, и индивидуального потребления. Однако экономическому поведению людей как потребителей свойственный свои закономерности, которые важны не столько для них, сколько для формирования объемов производства, выпуска товаров на рынок.

Главным фактором потребительского выбора являются полезность того или иного товара. Полезность понятие сугубо индивидуальное. То, что полезно для одного человека может быть абсолютно бесполезно для другого. Однако, даже если выбранный нами продукт полезен для потребителя существуют обстоятельства, ограничивающие возможности покупателя в его приобретении.

Принцип убывающей предельной полезности - это принцип, согласно которому чем больше потребление некоторого блага, тем меньше приращение полезности, получаемой от единичного приращения потребления этого блага. Предельная зависимость некоего блага представляет собой величину добавочной, дополнительной полезности, которую получает потребность от потребления еще одной единицы блага.

Возможно вы испытали убывание предельной полезности на себе. Представьте себе, что вы пришли на вечеринку. Вас мучает жажда. Хозяин дома ставит перед вами ведерко со льдом, полное банок холодной содовой воды, вы хватаете банку и …. О, радость! Стрелка измерителя полезности в вашем мозгу взлетает до цифры 10. Через несколько минут вы хватаете еще одну банку. Она кажется вам замечательной, хотя, принесенное ею удовольствие, все же не идет ни в какое сравнение с тем, что принесла вам первая банка. Оцените его в 7 единиц. Несколько позже вы добираетесь и до третьей по счету банки. Вы делаете несколько глотков, но вода кажется вам чересчур сладкой. Стрелка «изменения полезности» упала до нуля. Это можно изобразить на графике.

Рис. 4. Убывающая предельная полезность

Кривая безразличия - это график, отражающий все возможные сочетания товаров, дающие одинаковую суммарную полезность для потребления. Принципом построения кривых спроса на ту или иную продукцию является использование кривых безразличия. Соотношения количеств одного продукта и другого, лежащие на этой кривой равноценны. Карта безразличия, которая представляет собой семейство кривых безразличия при различных количественных предлагаемых товаров. В принципе кривая может быть проведена через любую точку. Увеличивая потребление продукта, покупатель готов отказаться от все меньшего количества другого. Кривая безразличия позволяет выявить предпочтения большинства из них и определить, во что следует вкладывать средства в первую очередь. Кривые безразличия показывает все комбинации потребления пищи и одежды, которые имеют для потребителя одинаковую совокупную полезность.

К

А

М

Рис. 5. Кривая безразличия

Нисходящую форму кривой спроса можно объяснить не только базируясь на теории предельной полезности. Так называемый эффект дохода состоит в том, что если цена на какой-либо товар снижается, то у потребителя высвобождается часть дохода для покупки дополнительных единиц данного или какого-либо другого товара. Падение цены даже одного товара оказывает влияние, пусть незначительное, на общий уровень цен и делает потребителей относительно богаче. Согласно эффекту замещения потребитель будет покупать больше продукции, цена которой снизилась, и заменять его другие товары, которые при это относительно подорожают. Для нормального дохода и замещения объясняет увеличение спроса при понижении цен и сокращение спроса при их повышении. Для низких товаров ситуация зависит от степени воздействия каждого из этих эффектов на потребительский выбор. Если эффект замещения действует сильнее эффекта дохода, то кривая спроса на низкий товар будет иметь ту же форму, что и нормальный. Если влияние эффекта дохода выше, чем эффект замещения, картина наблюдается обратная, при увеличении цены растет потребление низшего товара.

Заметки по экономике ...

Государственное регулирование социально-экономического развития
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Го ...

Выполнение основных технико-экономических расчетов и планирования производственно-финансовой деятельности линейного участка дистанции пути
Характеристика участка пути 1 Участок Двухпутный звеньевой 2 Эксплуатационная длинна, км 11 3 Тип рельсов на перегоне 65 4 Длина рельсов 25 5 ...

Безработица сущность, виды, последствия
Для многих людей чувство собственного достоинства непосредственно связано с тем делом, которым они заняты. Поэтому, обнаружив, что они являются невостребованными на рынке труда, люди переживают тяжёлое психологическое потрясение.   Читайте.

Взаимодействие микросреды на деятельность фирмы
Выполнение управленческих функций является необходимым условием для организации, собирающейся добиться определенного успеха. Дошедшая до наших дней история свидетельствует о существовании мощных древних организаций и достаточно умелом управлении ими.   Читайте.