История ОЭЗ в РФ

Процесс создания свободных зон в нашей стране начался еще в конце 80-х годов прошлого века. Сначала происходило становление самой идеи, принципиально новой для советской ментальности и экономического уклада. По инициативе СССР была разработана так называемая единая государственная концепция свободных зон. Эти зоны рассматривались как элемент государственной внешнеэкономической политики и способ стимулирования межгосударственных отношений СССР с зарубежными партнерами. По форме они должны были стать зонами совместного предпринимательства, представляя собой компактные территории с высокой концентрацией предприятий с иностранным участием. Предполагалось, что такие зоны будут создаваться в регионах с развитым научно-техническим потенциалом для производства наукоемкой продукции на базе соединения советских технологий и иностранного капитала.

В декабре 1989 года Совет министров СССР принял решение создать первые свободные экономические зоны в городах Находка и Выборг, которые в силу различных причин так и не стали функционировать в задуманных масштабах.

К началу 1991 года в Госплан СССР поступило свыше 350 предложений о создании свободных экономических зон в самых различных регионах страны, включая даже некоторые сельские округа. Однако эксперты ООН, учитывая существующий мировой опыт, называли эти планы «утопическими и несбыточными».

Несколько позже президент Всемирной ассоциации зон экспортного производства Р. Болин и ее вице-президент Р. Хейвувд также предостерегли российские власти от «гигантомании»; по их мнению, на первом этапе было бы целесообразней сосредоточить усилия на создании 8-10 свободных зон, площадь которых не превышает 350 га. Эти рекомендации были реализованы лишь при проведении конкурса по отбору особых экономических зон в 2005 году.

К началу 90-х годов XX века государственная концепция свободных зон дополнилась множеством региональных инициатив. В июле-сентябре 1990 года Верховный Совет РСФСР принял предложения 11 региональных советов народных депутатов об объявлении их территорий зонами свободного предпринимательства. Зоны учреждались в городах Ленинграде, Выборге, Находке, Калининградской, Сахалинской и Читинской областях, в Алтайском крае, Кемеровской и Новгородской областях, городе Зеленограде, Еврейской автономной области.

В 1990-1991 годах Совет министров и Верховный Совет РСФСР утвердил по каждой зоне отдельное положение, закреплявшее ее хозяйственно-правовой статус. В положениях они именовались «свободными экономическими зонами» и рассматривались как внутриэкономический инструмент, призванный создать противовесы централизованной системе хозяйствования.

Первые решения о создании свободных экономических зон в России были приняты в 1990-1991 годах на основе постановлений Верховного Совета, Совета министров и Правительства РФ. В сентябре 1991 года был введен в действие Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР», содержащий отдельную главу о свободных экономических зонах.

Указ Президента РФ «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон на территории России», изданный в июне 1992 года, придал новый импульс процессу формирования свободных экономических зон. Началась практическая разработка стратегии развития территории и конкретных инвестиционных проектов по ее обустройству. В результате к 1993 году на долю формально созданных зон приходилось около 1/3 всей территории России, причем функционировало из них менее 5%.

Под влиянием данных факторов к началу 1993 года в Правительстве РФ возобладала линия на ликвидацию свободных «суперзон». Формировались преимущественно микрозоны двух разновидностей - свободные таможенные зоны и зоны экспортного производства, что обосновывалось необходимостью более реалистичного подхода к масштабности проектов.

В марте 1995 года все индивидуальные льготы в России были официально отменены [9]. В 1996 г. был принят Закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области». В 1999 г. - Закон «Об особой экономической зоне в Магаданской области».

Целью принятия вышеуказанных Законов было не просто развитие какой-либо отрасли экономики в Калининградской и Магаданской областях, а развитие регионов как целостных экономических единиц. Им возвращался режим таможенной экстерриториальности.

Основным законодательным актом, регулирующим порядок создания и функционирования особых экономических зон в РФ, стал Федеральный закон от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [18].

Всего в России на момент принятия ФЗ №116-ФЗ, положившего начало новой волне реализации проекта особых зон, насчитывалось 24 специальные экономические зоны. Главными из них являются «Янтарь» в Калининградской области; уже упомянутый парк высоких технологий в Зеленограде, особые зоны в Находке и на Сахалине; свободные таможенные зоны вокруг аэропорта в Москве и Санкт-Петербурге.

ФЗ №116-ФЗ прямо предусмотрел, существование на территории России всех свободных и особых экономических зон, созданных до введении его в действие, прекращается, за исключением двух зон: в Калининградской и Магаданской областях [9].

Перейти на страницу: 1 2

Заметки по экономике ...

Анализ финансирования и кредитования инвестиций на АО СНПС-Актобемунайгаз
Инвестиционная сфера в последние годы становится все более актуальной темой для руководителей государств, деловых кругов и общества в целом. Одним из наиболее значимых факторов развития экономики являются инвестиции, то есть долгосрочные вложения капитала для создания нового или совершенствования и модернизации дейс ...

Анализ хозяйственно-финансовой деятельности ФГУП учхоза Пригородное
Алтайский край является житницей не только Сибири, но и страны, т.к. это крупнейший производитель зерна в Российской Федерации. Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 12,4 миллиона гектаров, в том числе сельскохозяйственных угодий - 10,6 миллиона гектаров, из них пашни - 6,5 миллиона г ...

Безработица сущность, виды, последствия
Для многих людей чувство собственного достоинства непосредственно связано с тем делом, которым они заняты. Поэтому, обнаружив, что они являются невостребованными на рынке труда, люди переживают тяжёлое психологическое потрясение.   Читайте.

Взаимодействие микросреды на деятельность фирмы
Выполнение управленческих функций является необходимым условием для организации, собирающейся добиться определенного успеха. Дошедшая до наших дней история свидетельствует о существовании мощных древних организаций и достаточно умелом управлении ими.   Читайте.