Правовое регулирование деятельности ОЭЗ в РФ

Основу нового правового регулирования особых экономических зон в Российской Федерации заложили два Федеральных закона, принятые 22 июля 2005 года.

Первый - Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Текст данного Закона был разработан группой специалистов Минэкономразвития РФ и Администрации Президента РФ; он включил новейшие положения мировой практики в данной сфере и теоретические разработки отечественных специалистов. ФЗ №116-ФЗ регулирует вопросы создания и прекращения действия особых экономических зон, правового положения инвесторов (резидентов) особой экономической зоны, государственного регулирования и контроля на территории особой экономической зоны; государственных гарантий резидентам особых экономических зон.

С момента введения в действие данного закона все ранее созданные особые экономические зоны прекратили свое существование. Исключение составили лишь две особые зоны: в Калининградской и Магаданской областях. Они действуют на основании отдельных федеральных законов.

Второй документ - Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 117-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее ФЗ №117-ФЗ).

Данный закон, вступив в силу 1 января 2006, внес ряд значительных коррективов в прочие законодательные акты, касающихся особого режима предпринимательства на территории особой экономической зоны. В частности:

) в Налоговый кодекс - в части налоговых льгот и порядка налогообложения резидентов особой экономической зоны;

) в Таможенный кодекс - в отношении особенностей режима свободной таможенной зоны;

) в Земельный кодекс - в части прав арендатора земельного участка на территории особой экономической зоны;

) в Градостроительный кодекс - о порядке согласования и выделения земельных участков на территории особой экономической зоны.

Кроме данных базовых законов, нормативно-правовую основу создания и функционирования особых экономических зон в РФ составляют подзаконные акты. Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны» от 13 сентября 2005 года №564 (в ред. от 31.01.2008 N 36) определяет порядок оформления и подачи заявок на создание ОЭЗ. Установлено, что они подаются в Минэкономразвития РФ претендентами на участие в конкурсе по отбору заявок - высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ совместно с исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований.

Согласно Постановлению Правительства РФ «Об утверждении Положения о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон» от 13 сентября 2005 года №563 (в ред. от 31.01.2008 N 36), организатором конкурса выступает Минэкономразвития РФ, которое принимает решение о проведении конкурса, утверждает его результаты и конкурсную документацию. Минэкономразвития в установленном порядке отбирает заявки на создание зон одного типа. Оценивают поданные заявки и определяют победителей конкурса комиссии по отбору заявок. Утверждение результатов конкурса и принятие решения о создании особой экономической зоны на конкретной территории - прерогатива Правительства РФ [9]. В настоящее время правовое регулирование деятельности ОЭЗ включает в себя свыше 50 нормативно-правовых актов.

По мнению С.А. Рыбакова [9], при всей позитивной роли нового федерального законодательства его нормы имеют существенные недоработки и пробелы, касающиеся гарантий прав инвесторов, административного режима, порядка заключения и расторжения соглашений о деятельности резидента на территории ОЭЗ, которые должны быть восполнены правоприменительной и судебной практикой. Кроме правового регулирования деятельности ОЭЗ создана и система управления данным процессом, речь о которой пойдет дальше.

Заметки по экономике ...

Государственная поддержка предпринимательского сектора Украины
Тема контрольной работы «Государственная поддержка предпринимательского сектора Украины» по дисциплине «Управление экономикой». Цель работы - проанализировать состояние предпринимательского сектора Украины и показать недостаточную эффективность действующей государственной программы поддержки малого бизнеса всех ...

Анализ экономических результатов деятельности предприятия на примере ЗАО Зайцевское
Растениеводство как отрасль входит в систему хозяйства почти каждого сельскохозяйственного предприятия. Исключение составляют только узкоспециализированные предприятия (птицефабрики, свиноводческие комплексы). Задачами ЗАО «Зайцевское» по производству продукции по каждому её виду является снижение издержек производс ...

Безработица сущность, виды, последствия
Для многих людей чувство собственного достоинства непосредственно связано с тем делом, которым они заняты. Поэтому, обнаружив, что они являются невостребованными на рынке труда, люди переживают тяжёлое психологическое потрясение.   Читайте.

Взаимодействие микросреды на деятельность фирмы
Выполнение управленческих функций является необходимым условием для организации, собирающейся добиться определенного успеха. Дошедшая до наших дней история свидетельствует о существовании мощных древних организаций и достаточно умелом управлении ими.   Читайте.