Проблемы и перспективы развития ОЭЗ в РФ

Этап экономического роста в России в 2000-2012 годах характеризуется быстрым наращиванием экспорта и капиталовложений, началом многих инвестиционных проектов, существенным повышением эффективности бизнеса, однако для формирования стратегических конкурентоспособных позиций России в больших открытых рынках достигнутых темпов и качества роста недостаточно, важнейшей стратегической целью страны названа задача перевода экономики на инновационный тип развития.

На достижение этой цели направлена современная государственная научно-техническая и инновационная политика, механизмы и технологии управления, к числу которых относятся развитие инфраструктуры инновационной деятельности; государственно-частное партнерство при реализации крупных инвестиционных проектов; создание ОЭЗ. По сути, ОЭЗ являются развитием идеи формирования региональных инновационных систем, состоящей в том, чтобы сконцентрировать наукоемкие проекты в одном месте, обеспечив для их развития специальные условия.

Зоны создаются сроком не более чем 20 лет, имеют существенные налоговые и таможенные преференции. В концепции ОЭЗ заложен новейший механизм привлечения крупных прямых инвестиций и перевода российской экономики на инновационный путь развития.

Однако, несмотря на заложенную в законе возможность формирования на базе зон крупных центров регионального инновационного роста и потенциальную возможность построения на их основе каркаса конкурентоспособной национальной инновационной системы России, в этой инициативе государства просматривается ряд системных просчетов [13]. Российским экспериментам с ОЭЗ исполнилось уже более 15 лет, попытаемся сформулировать некоторые главные проблемы, связанные с созданием, деятельностью и государственным регулированием ОЭЗ в России.

Нередко отсутствуют четко сформулированные цели создания конкретной зоны, соответствующие как интересам региона, так и федерации в целом. Руководители регионов видят, как правило, в таких зонах лишь выгоду - перспективу полного или частичного освобождения от налогов. Многие полагают, что ОЭЗ помогут избавиться от проблем, решить которые сами они не в силах из-за плохого состояния инфраструктуры, развала производства, безработицы, тяжелой социальной обстановки, экологической проблемы.

Учитывая нынешнюю острейшую нехватку инвестиционных средств, особенно актуальна для современной России проблема разумного ограничения начальных вложений на обустройство ОЭЗ. Вот почему большая часть действующих в мире ОЭЗ ограничена пределами предприятия.

Также важно и то, что система предоставляемых ОЭЗ льгот должна служить инструментом реализации сравнительных преимуществ данной территории, а не механизмом компенсации имеющихся недостатков или отсутствующих факторов развития.

Для успешного функционирования ОЭЗ необходим подготовительный период сроком от 3 до 5 лет, в ходе которого должна быть создана производственная и хозяйственная инфраструктура и сформирован портфель потенциальных инвестиционных предложений.

Подавляющее большинство ОЭЗ задумывались как комплексные зоны промышленно-производственной направленности, без учета реального геоположения региона, его экономики и общего инвестиционного климата. При этом не учитывалась действительная величина затрат на создание зоны и ограниченность возможностей изысканий источников их финансирования в стране.

Государственное регулирование на территории ОЭЗ должно решать всего две задачи: максимально облегчить и упростить инвесторам ведение бизнеса и обеспечить соблюдение законности [9]. Однако, как показывает практика, проявляется склонность к коррупции и криминалу со стороны части местных предпринимателей и чиновников. Неслучайно рассматривается, в частности, возможность введения должности заместителя полномочного представителя Президента России в соответствующих федеральных округах с возложением на него функций координации деятельности органов власти и управления, занятых решением проблем ОЭЗ, контроля за расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета на развитие этих зон.

Все эти и другие правовые проблемы важно отрегулировать в общем федеральном законе об ОЭЗ. Решение их позволит снизить издержки производства, обеспечить конкурентоспособность российских товаров, предотвратить бегство капиталов из страны, заинтересованность российских держателей зарубежных авуаров в возвращении российских капиталов и уменьшить коррупцию и криминал со стороны предпринимателей и чиновников [11]. Сейчас некоторые из проблем решены или решаются, но не стоит останавливаться на достигнутом или закрывать проект полностью, ведь, как можно заметить, ОЭЗ - это сложный механизм управления, но чем сложнее этот механизм, тем он более эффективен [16].

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Заметки по экономике ...

Генезис и основные этапы развития экономической теории
Актуальность исследования. Существует мнение, что экономическая наука сухая и скучная. Но это совсем не так, в экономическом устройстве общества есть немало увлекательных проблем, раскрыть которые пытались и пытаются маститые мыслители Востока, рациональные прагматики Запада, романтики и гуманисты России. И ученые б ...

Годовой план автотранспортного предприятия ООО Скорость
Планирование является важной функцией управления автотранспортным предприятием. На наш взгляд наиболее четкое определение планированию дал зарубежный автор Ф. Котлер - «планирование есть управленческий процесс достижения и поддержания стабильного равновесия целей, возможностей и ресурсов организации и новых рын ...

Безработица сущность, виды, последствия
Для многих людей чувство собственного достоинства непосредственно связано с тем делом, которым они заняты. Поэтому, обнаружив, что они являются невостребованными на рынке труда, люди переживают тяжёлое психологическое потрясение.   Читайте.

Взаимодействие микросреды на деятельность фирмы
Выполнение управленческих функций является необходимым условием для организации, собирающейся добиться определенного успеха. Дошедшая до наших дней история свидетельствует о существовании мощных древних организаций и достаточно умелом управлении ими.   Читайте.