Проблемы и перспективы развития ОЭЗ в РФ

Заключение

За время исследования была достигнута цель курсового проекта - проанализировано государственное регулирование особых экономических зон и определены перспективы их развития в РФ.

Выполнены следующие задачи:

. Раскрыта сущность особых экономических зон. Согласно Федеральному закону от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» под особой экономической зоной понимается определяемая Правительством РФ часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. На территории ОЭЗ, которую можно назвать в той или иной степени обособленной географической территорией, используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны.

. Изучена классификация особых экономических зон и особенности их функционирования. ОЭЗ подразделяются по характеру деятельности (внешнеторговые, промышленно-производственные, технико-внедренческие, сервисные, и туристско-рекреационные зоны), по степени интегрированности в мировую и национальную экономику (зоны интровертивного и экстравертивного типа), по характеру собственности (государственные, частные и смешанные).

. Проанализирована деятельность органов государственного регулирования особых экономических зон. Основу правового регулирования особых экономических зон в Российской Федерации заложили два Федеральных закона: Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 117-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Полномочия по нормативно-правовому регулированию, созданию и управлению особыми экономическими зонами на территории Российской Федерации переданы Министерству экономического развития Российской Федерации, в структуре которого создан Департамент особых экономических зон и проектного финансирования. Государственный контроль ОЭЗ осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

. Определены проблемы и перспективы развития особых экономических зон, связанные с созданием, деятельностью и государственным регулированием ОЭЗ. Решение их позволит снизить издержки производства, обеспечить конкурентоспособность российских товаров, предотвратить бегство капиталов из страны, заинтересованность российских держателей зарубежных авуаров в возвращении российских капиталов и уменьшить коррупцию и криминал со стороны предпринимателей и чиновников [11].

Таким образом, созданные на основании ФЗ №116-ФЗ ОЭЗ промышленно-производственного, технико-внедренческого, туристско-рекреационного и портового типа позволяют оказывать государственную поддержку широкому кругу экономических субъектов.

Приложения

Приложение 1

Таблица 1. Налоговые льготы в ОЭЗ

Вид налога

Ставка налога с учетом льгот

Сроки действия льгот

Основания

Технико-внедренческие ОЭЗ

1.

Тарифы страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой особой экономической зоне или промышленно-производственной особой экономической зоне Общий объем взносов - 34%

Наименование

2011 год

2012-2017 годы

2018 год

2019 год

ч. 4, 5 ст. 8, п. 5 ч. 1, ч. 3 ст. 58 Федерального закона 212-ФЗ от 24.07.2009 г. п. 5 ч. 4, ч. 7 ст. 33 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 г.

Пенсионный фонд Российской Федерации

8,0 %

8,0 %

13,0 %

20,0 %

Фонд социального страхования Российской Федерации

2,0 %

2,0 %

2,9 %

2,9 %

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

2,0 %

4,0 %

5,1 %

5,1 %

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

2,0 %

0,0 %

0,0 %

0,0 %

Всего

14 %

14 %

21%

28 %

2.

Налог на прибыль организаций

2.1.

В части, зачисляемой в федеральный бюджет действующая ставка - 2 %

Для резидентов ОЭЗ ставка налога составляет 0 %

с 1 января 2012 года до 1 января 2018 года

п.1.2 ст.284 НК РФ

2.2.

В части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта действующая ставка - 18%

Для резидентов ОЭЗ может быть установлена пониженная ставка налога, но не более 13,5 %

Устанавливается законом субъекта РФ

п.1 ст. 284 НК РФ

Прочие льготы по налогу на прибыль организаций на срок существования особой экономической зоны (49 лет). Расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата) признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

п. 2 ст. 262 НК РФ

3.

Налог на имущество организаций (налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 %)

Резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты налога на имущество, при условии того, что имущество: 1) учитывается на балансе резидента ОЭЗ; 2) создано или приобретено в целях осуществления деятельности на территории ОЭЗ; 3) используется на территории ОЭЗ в рамках соглашения о создании ОЭЗ; 4) расположено на территории ОЭЗ.

10 лет с момента постановки имущества на учет Срок действия льготы может быть продлен законом субъекта РФ

п. 17 ст. 381 НК РФ

Управляющие компании ОЭЗ освобождаются от уплаты налога на имущество, при условии того, что: 1) недвижимое имущество, указанное в соглашении о создании ОЭЗ учитывается на балансе в качестве объектов основных средств; 2) создано или приобретено в целях осуществления деятельности на территории ОЭЗ; 3) имущество, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, расположено на территории ОЭЗ.

10 лет с момента постановки имущества на учет Срок действия льготы может быть продлен законом субъекта РФ

п. 23 ст. 381 НК РФ

4.

Транспортный налог

Льгота устанавливается Законом субъекта РФ, на территории которого создана ОЭЗ Освобождение от уплаты транспортного налога

Устанавливается Законом субъекта РФ

ст. 356 НК РФ

5.

Земельный налог (действующая ставка 1,5 %)

Освобождение резидентов ОЭЗ от уплаты земельного налога (в отношении земельных участков, расположенных в ОЭЗ)

5 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок Срок действия льготы может быть продлен законом субъекта РФ

п. 9 ст. 395 НК РФ

Промышленно-производственные ОЭЗ

1.

Налог на прибыль организаций (в части, зачисляемой в федеральный бюджет действующая ставка - 2 %; в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта действующая ставка - 18%)

Для резидентов ОЭЗ ставка налога в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта, может быть понижена, но не более 13,5 %

Устанавливается законом субъекта РФ

п.1. ст. 284 НК РФ

Прочие льготы по налогу на прибыль организаций на срок существования особой экономической зоны (49 лет). Расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата) признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. Применение к основной норме амортизации специального повышающего коэффициента, но не выше 2 в отношении собственных основных средств

п.2 ст.262, пп.3 п.1 ст. 259.3 НК РФ

2.

Налог на имущество организаций (налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 %)

Резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты налога на имущество, при условии того, что имущество: 1) учитывается на балансе резидента ОЭЗ; 2) создано или приобретено в целях осуществления деятельности на территории ОЭЗ; 3) используется на территории ОЭЗ в рамках соглашения о создании ОЭЗ; 4) расположено на территории ОЭЗ.

10 лет с момента постановки имущества на учет Срок действия льготы может быть продлен законом субъекта РФ

п.17 ст. 381 НК РФ

Управляющие компании ОЭЗ освобождаются от уплаты налога на имущество, при условии того, что: 1) недвижимое имущество, указанное в соглашении о создании ОЭЗ учитывается на балансе в качестве объектов основных средств; 2) создано или приобретено в целях осуществления деятельности на территории ОЭЗ; 3) имущество, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, расположено на территории ОЭЗ;

10 лет с момента постановки имущества на учет Срок действия льготы может быть продлен законом субъекта РФ

п.23 ст. 381 НК РФ

3.

Транспортный налог

Льгота устанавливается Законом субъекта РФ на территории которого создана ОЭЗ Освобождение от уплаты транспортного налога

Устанавливается Законом субъекта РФ

ст. 356 НК РФ

4.

Земельный налог (действующая ставка 1,5 %)

Освобождение резидентов ОЭЗ от уплаты земельного налога (в отношении земельных участков, расположенных в ОЭЗ)

5 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок Срок действия льготы может быть продлен законом субъекта РФ

п.9 ст. 395 НК РФ

Туристско-рекреационные ОЭЗ

1.

Тарифы страховых взносов для организаций, заключивших соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных решением Правительства РФ в кластер Общий объем взносов - 34%

Наименование

2012-2017 годы

2018 год

2019 год

п.5 ч. 1ст. 58, 212-ФЗ от 24.07.2009, п. 5 ч. 2 ст. 33 167-ФЗ от 15.12.2001

Пенсионный фонд Российской Федерации

8,0 %

13,0 %

20,0 %

Фонд социального страхования Российской Федерации

2,0 %

2,9 %

2,9 %

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

4,0 %

5,1 %

5,1 %

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

0,0 %

0,0 %

0,0 %

Всего

14 %

21%

28 %

2.

Налог на прибыль организаций

2.1.

В части, зачисляемой в федеральный бюджет действующая ставка - 2 %

Для резидентов ОЭЗ, объединенных решением Правительства РФ в кластер, ставка налога составляет 0 %

с 1 января 2012 года до 1 января 2023 года

п.1.2 ст.284 НК РФ

2.2.

В части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта действующая ставка - 18%

Для резидентов ОЭЗ может быть установлена пониженная ставка налога, но не более 13,5 %

Устанавливается законом субъекта РФ

п.1 ст. 284 НК РФ

3.

Налог на имущество организаций (налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 %)

Резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты налога на имущество, при условии того, что имущество: 1) учитывается на балансе резидента ОЭЗ; 2) создано или приобретено в целях осуществления деятельности на территории ОЭЗ; 3) используется на территории ОЭЗ в рамках соглашения о создании ОЭЗ; 4) расположено на территории ОЭЗ.

10 лет с момента постановки имущества на учет Срок действия льготы может быть продлен законом субъекта РФ

п.17 ст. 381 НК РФ

Управляющие компании ОЭЗ освобождаются от уплаты налога на имущество, при условии того, что: 1) недвижимое имущество, указанное в соглашении о создании ОЭЗ учитывается на балансе в качестве объектов основных средств 2) создано или приобретено в целях осуществления деятельности на территории ОЭЗ 3) имущество, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, расположено на территории ОЭЗ

10 лет с момента постановки имущества на учет Срок действия льготы может быть продлен законом субъекта РФ

п.23 ст. 381 НК РФ

4.

Транспортный налог

Льгота устанавливается Законом субъекта РФ на территории которого создана ОЭЗ

Устанавливается Законом субъекта РФ

ст. 356 НК РФ

5.

Земельный налог (действующая ставка 1,5 %)

Освобождение резидентов ОЭЗ от уплаты земельного налога (в отношении земельных участков, расположенных в ОЭЗ)

5 лет с момента возникновения права собственности Срок действия льготы может быть продлен законом субъекта РФ

п. 9 ст. 395 НК РФ

Портовые ОЭЗ

1.

НДС (для резидентов портовых ОЭЗ) действующая ставка 18%

0% на работы (услуги), выполненные (оказанные) резидентами ОЭЗ на территории ОЭЗ

На срок существования ОЭЗ (49 лет)

пп.27 п.3 ст.149 НК РФ

2.

Налог на прибыль организаций (в части, зачисляемой в федеральный бюджет действующая ставка - 2 %; в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта действующая ставка - 18%)

Для резидентов ОЭЗ ставка налога в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта, может быть понижена, но не более 13,5 %

Устанавливается законом субъекта РФ

п.1. ст. 284 НК РФ

Прочие льготы по налогу на прибыль организаций на срок существования особой экономической зоны (49 лет). Расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата) признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

п.2 ст. 262 НК РФ,

3.

Налог на имущество организаций (налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 %)

Резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты налога на имущество, при условии того, что имущество: 1) учитывается на балансе резидента ОЭЗ; 2) создано или приобретено в целях осуществления деятельности на территории ОЭЗ; 3) используется на территории ОЭЗ в рамках соглашения о создании ОЭЗ; 4) расположено на территории ОЭЗ.

10 лет с момента постановки имущества на учет Срок действия льготы может быть продлен законом субъекта РФ

п.17 ст. 381 НК РФ

Управляющие компании ОЭЗ освобождаются от уплаты налога на имущество, при условии того, что: 1) недвижимое имущество, указанное в соглашении о создании ОЭЗ учитывается на балансе в качестве объектов основных средств; 2) создано или приобретено в целях осуществления деятельности на территории ОЭЗ; 3) имущество, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, расположено на территории ОЭЗ.

10 лет с момента постановки имущества на учет Срок действия льготы может быть продлен законом субъекта РФ

п.23 ст. 381 НК РФ

4.

Транспортный налог

Льгота устанавливается Законом субъекта РФ, на территории которого создана ОЭЗ Освобождение от уплаты транспортного налога резидентов ОЭЗ

Устанавливается Законом субъекта РФ

статья 356 НК РФ

5.

Земельный налог (действующая ставка 1,5 %)

Освобождение резидентов ОЭЗ от уплаты земельного налога (в отношении земельных участков, расположенных в ОЭЗ)

5 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок Срок действия льготы может быть продлен законом субъекта РФ

п. 9 ст. 395 НК РФ

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Заметки по экономике ...

Безработица сущность, виды, последствия
Я решила написать курсовую работу на тему: "Безработица: сущность, виды, последствия", так как проблема безработицы является наиболее актуальной на сегодняшний день. Безработица - не просто отсутствие работы. Она ставит нелегкие задачи перед теми, кто профессионально занимается социальной работой. Ведь ...

Возрастание и упадок труда
Среди школьников одной из московских школ проводили опрос, в котором был следующий вопрос: «Что является главным для достижения успеха в жизни?». Ответы были многообразны. На первые места школьники выбрали и поставили «деньги» и «знакомства». Такое понятие как «труд» оказалось на последнем месте. Таким простым спосо ...

Безработица сущность, виды, последствия
Для многих людей чувство собственного достоинства непосредственно связано с тем делом, которым они заняты. Поэтому, обнаружив, что они являются невостребованными на рынке труда, люди переживают тяжёлое психологическое потрясение.   Читайте.

Взаимодействие микросреды на деятельность фирмы
Выполнение управленческих функций является необходимым условием для организации, собирающейся добиться определенного успеха. Дошедшая до наших дней история свидетельствует о существовании мощных древних организаций и достаточно умелом управлении ими.   Читайте.