Государственное регулирование развития телекоммуникационной сферы Украины

Поскольку рынок, который является социально нейтральным организмом, не способен справиться с рядом проблем общества, связанных с развитием духовных ценностей и решением социальных задач, эти его недостатки устраняются при помощи государственного регулирования в рыночной экономике. Примером такого вмешательства является введение и законодательное закрепление в Законе Украины "О телекоммуникациях" (далее - Закон) понятия "общедоступные телекоммуникационные услуги". Имеется в виду перечень обязательных услуг общего пользования установленного качества. Они предоставляются потребителям на всей территории Украины по тарифам, которые регулируются государством и установлены, как правило, ниже их реальной стоимости, а иногда - и себестоимости. Цель Закона - обеспечить определенный уровень базовых услуг связи для уязвимых групп населения. Концепция такого подхода основывается на постулате, что услугам связи принадлежит фундаментальная роль, поэтому все люди должны иметь доступ к определенному перечню услуг и объектов связи, чтобы в полной мере участвовать в общественной жизни. Она также отвечает обязательствам Украины по разработке и утверждению собственной стратегии развития информационного общества в связи с присоединением к Конституции Информационного Общества ("Декларация принципов" и "План действий"), а также преодолению существующего в стране так называемого "цифрового неравенства".

Необходимость предоставления убыточных общедоступных телекоммуникационных услуг, в свою очередь, порождает ряд новых технико-экономических проблем телекоммуникационной сферы, требующих решения.

Так, в условиях плановой экономики компенсация убытков от таких планово убыточных услуг предоставлялась централизованно, как правило, путем перекрестного субсидирования - за счет повышенных тарифов на другие услуги. Отметим, что сегодня его применение рассматривается международным сообществом как проявление недобросовестной конкуренции. Сейчас, в условиях рыночной экономики, некоторые операторы (особенно новые) практически не участвуют в предоставлении или финансировании планово убыточных услуг. Те же из операторов, которые обеспечивают такие услуги, остаются один на один с этой проблемой и вынуждены нести убытки, что ставит их в неравные условия. А это противоречит основополагающим принципам рыночной экономики, как следствие, сдерживается развитие местной сети и появляется необходимость в создании соответствующего механизма компенсации убыточных социально значимых услуг связи. Поэтому для мотивации развития Законом предусмотрены определенные компенсации операторам, которые предоставляют общедоступные услуги. Разработка необходимого механизма была возложена на Кабинет Министров Украины, однако после принятия Закона прошло почти 8 лет, а механизм, который бы соответствовал и рыночным принципам, и социальным интересам, к сожалению, не создан.

Поскольку все эти годы свыше 90% всех общедоступных телекоммуникационных услуг предоставлял "Укртелеком", отсутствие механизма компенсации убытков привело к ухудшению и даже убыточности его деятельности, что стало поводом для активизации сторонников его приватизации, что, в итоге, и случилось.

Следует отметить, что в Украине отношение власти к этой проблеме характеризуется постоянным снижением уровня социальных обязательств по обеспечению населения общедоступными телекоммуникационными услугами. Так, в соответствии с изменениями, внесенными в Закон Украины "О телекоммуникациях" согласно Закону Украины № 378-V (378-16) от 28 ноября 2006 г., существенно уменьшается перечень общедоступных услуг. Возникает вопрос об отсутствии в нем доступа к сети и услугам Интернета. Такой подход не способствует развитию этого очень важного и перспективного направления, особенно в сельской местности, где предоставление таких услуг сначала может быть убыточным. Кроме того, на фоне приведенных примеров недостаточного обеспечения потребителей телекоммуникационными услугами вызывает беспокойство ряд изменений, внесенных в Концепцию развития телекоммуникаций в Украине до 2010 г Так, например, из нее исключен ряд количественных данных о развитии телекоммуникаций - ежегодное подключение 800 тыс. номеров, а за 5 лет в сельской местности - 400 тыс. номеров, введение в эксплуатацию до 2010 г. 2,15 млн. номеров АТС. Особенно досадным является исключение тезиса о том, что главным приоритетом на ближайшие 5 лет власть считает обеспечение доступа практически всего населения Украины к общедоступным услугам.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Заметки по экономике ...

Анализ хозяйственной деятельности предприятия общественного питания
Актуальность Общественное питание как отрасль народного хозяйства представляет собой совокупность организаций, объединенных по характеру перерабатываемого сырья и выпускаемой продукции, организации производства и формы обслуживания населения. Основными задачами организаций общественного питания являются ...

Анализ хозяйственной деятельности торгового предприятия (на примере предприятия ООО Скат)
Анализу хозяйственной деятельности на предприятии уделяется особое внимание. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты ...

Безработица сущность, виды, последствия
Для многих людей чувство собственного достоинства непосредственно связано с тем делом, которым они заняты. Поэтому, обнаружив, что они являются невостребованными на рынке труда, люди переживают тяжёлое психологическое потрясение.   Читайте.

Взаимодействие микросреды на деятельность фирмы
Выполнение управленческих функций является необходимым условием для организации, собирающейся добиться определенного успеха. Дошедшая до наших дней история свидетельствует о существовании мощных древних организаций и достаточно умелом управлении ими.   Читайте.