Наличие и уровень регулирования отрасли государственными органами управления

Что касается гражданского сектора рынка авиадвигателей, именно здесь наблюдается наиболее драматическое падение платежеспособного спроса и выпуска продукции. Поскольку авиационная промышленность относится к фондообразующим отраслям, спад спроса на ее продукцию может быть вызван даже сокращением темпов роста производства в отраслях-потребителях, поскольку оно вызывает снижение потребности в закупке нового оборудования. Естественно, влияние спада производства в отрасли-потребителе (в данном случае - в гражданской авиации) вызывает еще более значительный спад спроса на фондообразующую продукцию. Таким образом, проблемы снижения платежеспособного спроса на авиадвигатели гражданского назначения отчасти объясняются глобальным замедлением темпов роста или даже спадом объемов авиаперевозок и, как следствие, снижением спроса на авиатехнику по всему миру.

Выявление основных производственных и финансовых проблем отрасли, включающих обеспеченность предприятий: рабочей силой, средствами производства, капиталом, сырьем и материалами

Особенностью развития двигателестроительной отрасли в 2009 году, как и экономики в целом, была деятельность в условиях обострения системного кризиса при развитии мирового финансово-экономического кризиса. Если говорить в целом, то состояние отрасли к концу 2009 года можно характеризовать как критическое.

Среди основных проблем моторостроителей и производителей агрегатов можно назвать: неустойчивое финансовое состояние многих крупных предприятий отрасли; усложненный доступ к текущему кредитованию, в том числе из-за высоких, более 20%, ставок по кредитам и малых сроков их погашения; низкая загрузка производственных мощностей предприятий; недостаток оборотных средств; приостановка из-за задержек бюджетного финансирования важнейших опытно-конструкторских работ. Все это дополняется малыми объемами госзаказов и формированием монопольных холдингов у поставщиков, необоснованно поднимающих цены.

По данным двигателестроительных предприятий, обострение системного кризиса начало сказываться в 2008 г., а в 2009 г. только усилилось. До такой степени, что даже у ряда ведущих и крупных предприятий авиадвигателестроения наблюдалось значительное падение рентабельности производства основой продукции. Основные причины ее снижения: непредсказуемый рост цен на металлургическую продукцию (за последние три года более чем в два раза), и резкое уменьшение рублевой массы средств, поступающих на заводы, из-за падения курса доллара (более чем на 20% в первой половине 2009 г.). Кроме того, высокими темпами продолжают расти цены на топливно-энергетические ресурсы. Все это привело к значительному увеличению доли материальных затрат в себестоимости продукции, снижению рублевой выручки, а в ряде случаев и к убыточности производства авиадвигателей

В ОПК «Оборонпром» видят, что в силу раздробленности предприятий не сформирована научно-производственная кооперация, способная реализовать полноценный прорывной проект по созданию авиадвигателя пятого поколения.

В качестве других важных проблем для разработчиков и производителей авиационных двигателей сегодня является острая нехватка квалифицированных инженерно-технических работников (около 9 тыс.) и рабочих (более 21 тыс.). Формирование высокотехнологичной и гибкой структуры производства потребует создание современной системы подготовки кадров. И эти функции также берет на себя двигателестроительный дивизион «Оборонпрома».

В целом, по мнению специалистов, в отечественном двигателестроении наметилась тенденция к улучшению ситуации. Однако, многие предприятия, по-прежнему имеют долги по кредитам, взятым еще в докризисные времена на развитие, модернизацию и техническое перевооружение производства, и поэтому вынуждены отдавать часть прибыли на их погашение. Вместе с тем, в минувшем году значительно возросли объемы государственной поддержки моторостроительной отрасли. В основном она осуществлялась в виде вкладов в уставные капиталы предприятий, субсидий по возмещению процентов по вышеупомянутым кредитам, а также путем предоставления прямых государственных займов и гарантий. Всего на эти цели в 2009г. из федерального бюджета было выделено около 46 млрд. руб.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Заметки по экономике ...

Анализ теплоснабжения на примере Мосэнерго
Население Земли в ближайшие 50 лет увеличится (по различным оценкам) с 6 до 12:15 млрд. человек, что неизменно повлечет и существенное увеличение потребления энергии. В первую очередь, это рост производства электрической энергии как основы комфорта в быту и на работе, базы широко развивающейся информационной техники ...

АПК в системе национальной экономики, его структура и тенденции развития в Республике Беларусь
Аграрный сектор в экономике любой страны занимает особое место. Специфичность роли, отведенной сельскому хозяйству, обуславливается производством продуктов питания как основа жизнедеятельности людей и воспроизводства рабочей силы, производством сырья для многих видов непроизводственных потребительских товаров и про ...

Безработица сущность, виды, последствия
Для многих людей чувство собственного достоинства непосредственно связано с тем делом, которым они заняты. Поэтому, обнаружив, что они являются невостребованными на рынке труда, люди переживают тяжёлое психологическое потрясение.   Читайте.

Взаимодействие микросреды на деятельность фирмы
Выполнение управленческих функций является необходимым условием для организации, собирающейся добиться определенного успеха. Дошедшая до наших дней история свидетельствует о существовании мощных древних организаций и достаточно умелом управлении ими.   Читайте.