Расчет финансовых показателей - прибыли и рентабельности

Прибыль - это доход предпринимателя от вложения капитала. Она представляет собой вознаграждение за риск предпринимательской деятельности, определяемое как разность между совокупным доходом и совокупными затратами, осуществляемыми в процессе этой деятельности.

Прибыль - это особый воспроизводимый ресурс коммерческого предприятия, конечный результат бизнеса.

Всем показателям прибыли характерен один общий недостаток - они являются абсолютными показателями, что затрудняет их использование в пространственно-временных сопоставлениях. Поэтому в анализе эти индикаторы дополняются разнообразными коэффициентами рентабельности, доходности.

Существует несколько точек зрения на понятие определение показателей рентабельности. Так, по мнению Вахрушиной М.А. показатели рентабельности - это относительные показатели, позволяющие соизмерять полученный экономический эффект с показателями условий хозяйствования: стоимостью активов, размерами источников финансирования деятельности, суммами доходов либо расходов.

Савицкая Г. В. определяет рентабельность как степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.), выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Ковалев В. В. трактует термин «рентабельность» в двух весьма близких значениях. Согласно первой трактовке рентабельность может рассматриваться как синоним прибыльности; иными словами, бизнес рентабелен, если он генерирует прибыль. Вторая трактовка предполагает наложение дополнительного условия: рентабельность - это генерирование прибыли в контексте использованных или потраченных ресурсов. Смысл различия в приведенных определениях сводится к следующему. В первом случае безоговорочно одобряется любое действие (проект), сулящее прибыль, хотя бы и самую минимальную: выгодно все, что не убыточно. Во втором случае действие (проект) одобряется лишь в том случае, если в результате будет обеспечен приемлемый уровень отдачи от сделанных затрат. Подоплека различия этих подходов очевидна и кроется в многообразии альтернатив приложения факторов производства. Именно во втором значении и используется чаще всего понятие «рентабельность».

Аналитический показатель рентабельности может представлять собой коэффициент (относительную величину) или рассчитывается в процентах. Основными источниками информации для расчета показателей рентабельности являются:

· бухгалтерский баланс (форма № 1 бухгалтерской (финансовой) отчетности организации);

· отчет о прибылях и убытках (форма № 1 бухгалтерской (финансовой) отчетности организации;

· внутренняя (управленческая) отчетность.

Основные задачи анализа прибыли и рентабельности:

• систематический контроль за формированием финансовых результатов;

• определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;

• выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирование их величины;

• оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;

• разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Основные источники информации: данные аналитического бухгалтерского учета по счетам результатов, «Отчет о прибылях, и убытках» (форма № 2), «Отчет об изменениях капитала» (форма № 3), соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.

Валовая прибыль рассчитывается по формуле:

Пвал=В-С

Сумма налогов на прибыль рассчитывается по формуле:

где t - ставка налога на прибыль.

Чистая прибыль определяется следующим образом:

Пч=Пвал-Нпр

Расчет показателей рентабельности:

рентабельность затрат:

рентабельность продаж:

ресурсная рентабельность:

Результаты расчетов показателей рентабельности представим в таблице.

Таблица 4 Показатели рентабельности предприятия связи

Показатель

Данные по годам

Изменения

0

1

абсолютное

в %

Выручка, тыс.руб.

849366,80

987354,00

137987,20

16,2

Прибыль валовая, тыс.руб.

320496,80

385972,00

65475,20

20,4

Налог спродаж, тыс. руб.

64099,36

77194,4

13095,04

20,4

Чистая прибыль, тыс.руб.

256397,44

308777,60

52380,16

20,4

Рентабельность затрат, %

48,5

51,3

2,86

5,9

Рентабельность продаж, %

30,2

31,3

1,09

3,6

Рентабельность ресурсов, %

11,1

13,0

1,87

16,8

Перейти на страницу: 1 2

Заметки по экономике ...

Анализ хозяйственной деятельности предприятия связи
Актуальность изучения темы состоит в том, что любое предприятия в процессе своей хозяйственной деятельности должно руководствоваться принципом ее эффективности. То есть любые затраты должны приносить предприятию дополнительный доход, иначе теряется смысл деятельности любой коммерческой организации. В связи с этим вс ...

Обоснование выбора поставщика для предприятия (на примере ООО СВЗ-Союз)
В условиях высокой конкуренции между предприятиями, а также повышенных требований покупателей, фирма - производитель ищет все возможные пути для повышения своей конкурентоспособности, а также способности удовлетворить спрос потребителей. Однако не все фирмы обращают свое внимание на область закупок, а ведь именн ...

Безработица сущность, виды, последствия
Для многих людей чувство собственного достоинства непосредственно связано с тем делом, которым они заняты. Поэтому, обнаружив, что они являются невостребованными на рынке труда, люди переживают тяжёлое психологическое потрясение.   Читайте.

Взаимодействие микросреды на деятельность фирмы
Выполнение управленческих функций является необходимым условием для организации, собирающейся добиться определенного успеха. Дошедшая до наших дней история свидетельствует о существовании мощных древних организаций и достаточно умелом управлении ими.   Читайте.