Методы анализа уровня, соотношений и структуры цен, цикличности и сезонности, колеблемости цен

Методы расчета и анализа уровня и структуры цен.

Анализ цен осуществляется в статистике и динамике: только оценив базу сравнения, можно делать вывод о характере изменения цен. Таким образом, оценка уровня цен -первый этап в изучении цен.

Уровень цен- обобщающий показатель, характеризующий состояние цен за определенный период времени, на определенной территории, по совокупности товаров и товарных видов с близкими потребительскими свойствами.

Показатель уровня цен усредняет цены множества индивидуальных актов купли-продажи, сглаживает (выравнивает) возможную вариацию цен и проявляется как средняя величина, тенденция, отражающая определенную закономерность ценообразования.

Показатель уровня цены может быть рассчитан как относительная величина, выражающая покупательную способность денежного дохода потребителей: отношение цены (индивидуальной или средней) товара или товароной группы(p), а также стоимости потребительской корзинки(pq) к среднему денежному доходу населения (D) - всего или отдельных социальных групп в целом по стране или по отдельным регионам:

;

Кроме того, в качестве дополнительной оценки уровня цен используются потребительские атрибутивные оценки на основе обследований покупательских мнений.

Важной задачей является изучение структуры цены, связи структурных элементов. Изучение начинается с группировки товаров по потребительскому назначению и другим признакам(товары детского и взрослого потребления; модные и морально стареющие; скоропортящиеся продукты питания и годные для хранения) выявляются взаимозаменяемые и дополняющие товары, а также одинаковые товары различного качества, отличающиеся по потребительским параметрам( холодильник-емкость камеры, марка фирмы-изготовителя).

Затем на основе выборочных обследований по кругу товаров- представителей(товарных групп) или сплошных обследований (при регулярном, чаще компьютерном учете) выявляется характерная структура цен:

Удельный вес(d) каждого элемента (p) в конечной цене (P)

d=p/P

Сопотставимые показатели соотношения структурных элементов в разрезе отдельных j-магазинов, регионов и в среднем по всем рынкам: dj=p1/p2

при анализе структуры двух товаров (А,Б) строится цепочка соотношений (Н- налоги, П- прибыль):

Изучение структуры цены в статике сопровождается выявлением тенденции изменения абсолютных и относительных размеров структурных элементов цен, которые имеют различные векторы для разных товаров.

Методы расчета и анализа колеблемости и соотношений цен. Существенным признаком цен как элемента рыночного механизма являются их постоянные колебания, отражающие меняющуюся ситуацию на рынке, колебания спроса и предложения, различия в качестве товаров, технологии продажи, покупательских способностей отдельных социальных слоев, а также конкуренцию. Изменчивость рыночных цен в определенных пределах следует рассматривать не только как проявление нестабильности экономики, но и как естественный инструмент обеспечений важных пропорций рынка

Маркетинговое регулирование цен лишь ограничивает стихийность цен, снижает степень их вариации до разумного предела.

Цикличность.

Изучая тенденции развития рынка за год, так и за более длительный период, можно заметить , что изменения параметров рынка происходят как бы волнообразно, т.е. проявляется повторяемость тенденций развития. Явление это носит название цикличности. Это явление обусловлено как внешними так и внутренними свойствами рынка. Различаются внутригодовая, сезонная цикличность и сезонность.

Цикличность рынка- регулярно повторяющиеся во времени изменения уровня, вектора, скорости и характера его развития.

Сезонность- внутригодовые постоянно повторяющиеся колебания спроса и предложения. Это проявление сложное по своим последствиям противоречивое.

Для оценки сезонных изменений используются как правило различные приемы, исключающие случайные колебания и тем самым выявляя сезонные составляющие. Чаще всего для расчетов используют среднемесячные или среднеквартальные данные за несколько лет, обычно 3-5 лет. Bспользуется следующая формула:

Перейти на страницу: 1 2

Заметки по экономике ...

Анализ функционирующего капитала организации и пути повышения эффективности его использования
Капитал - это самовозрастающая стоимость, т.е. стоимость, авансированная (инвестиционная) в производство с целью извлечения прибыли (воспроизводство новой стоимости). Капитал обладает стоимостью (ценой) и определение цены капитала, его структуры, позволяющей минимизировать финансовые расходы, связанные с его формир ...

Анализ современного состояния промышленности синтетических каучуков в России
Переход российской экономики на рыночные условия хозяйствования выдвигает требования к принятию научно обоснованных решений по развитию всех ее базовых составляющих, к которым относится химический комплекс и его под отрасли. Промышленность синтетических каучуков является одной из ведущих подотраслей нефтехимии. ...

Безработица сущность, виды, последствия
Для многих людей чувство собственного достоинства непосредственно связано с тем делом, которым они заняты. Поэтому, обнаружив, что они являются невостребованными на рынке труда, люди переживают тяжёлое психологическое потрясение.   Читайте.

Взаимодействие микросреды на деятельность фирмы
Выполнение управленческих функций является необходимым условием для организации, собирающейся добиться определенного успеха. Дошедшая до наших дней история свидетельствует о существовании мощных древних организаций и достаточно умелом управлении ими.   Читайте.