Спрос, предложение, емкость внутреннего рынка

В рыночной экономике основополагающим элементом является рынок. Наиболее простое определение рынка, присущее любой модели рыночной экономики - это объединение понятий спроса и предложения. Однако это определение не выявляет глубинных свойств рынка. Более точно роль рынка в экономической жизни выражает следующее определение: Рынок - совокупность экономических отношений, основанных на взаимном согласии между субъектами рынка по поводу перехода прав собственности на товары или возможность получения услуг. Обычно происходит в форме эквивалентного обмена на деньги (торговля) или другие товары (бартер). При свободном доступе на рынок как производителей, так и потребителей обмен происходит в условиях конкуренции. Это определение позволяет трактовать рынок как сферу экономических отношений.

Рынок - это, с одной стороны, сфера отношений между субъектами экономики (производителями и потребителями), а с другой стороны, элемент рыночной экономики, куда входят сферы производства товаров, их распределения и потребления, а также элементы планирования и регулирования экономики [4]. Рассматривая понятие рынка более детально, можно отметить, что наличие рынка характеризуется присутствием его обязательных элементов: людей (организаций) со своими потребностями; покупательной силы (обычно денег); соответствующих возможностей; желания купить (наличие покупателей, желающих купить товар); продавцов, желающих и имеющих возможность произвести и продать товар.

Впервые детальное описание и анализ свободного рынка предпринял испанский и перуанский юрист и экономист Хуанде Матьенсо во второй трети XVI века. В своей теории субъективной стоимости он различает элементы спроса и предложения внутри рынка. Матьенсо использует термин «конкуренция», чтобы описать соперничество внутри свободного рынка. Через это он определяет понятие публичных торгов.

В настоящее время рынок является неотъемлемой и основополагающей частью мировых экономических отношений, где происходят ключевые сделки ведущих мировых компаний, определяющих тенденции и развитие мировой экономики в целом, поэтому сложно переоценить важность рынка для эффективного функционирования экономики. Соответственно, рынок несет в себе ряд важнейших функций:

обеспечение взаимосвязи производства и потребления. Рынок нацеливает производителя на выпуск именно той продукции, которая нужна потребителю. Судьба производителя зависит от того, насколько точно он угадал потребность рынка. Если производитель будет изготавливать то, что не пользуется спросом, то он неизбежно разорится;

стимулирование эффективности производства. Конкуренция, без которой немыслим рынок, означает, что существует много производителей данной продукции. Каждый из них хочет получить максимум прибыли. Но как это сделать? Надо постараться снизить затраты, и тогда при том же уровне рыночной цены можно получить больше прибыли;

снижение затрат. Этого можно добиться, лишь применяя новую, более производительную технику, технологию, лучше организуя производство. Значит, можно выделить еще одну функцию рынка - стимулирование научно-технического прогресса;

дифференциация производителей. Рынок ориентируется на сильного производителя, предоставляет ему наиболее редкие ресурсы, что способствует их более эффективному использованию в масштабе всего общества;

забота производителя о качестве выпускаемой продукции. Недоброкачественная продукция не будет раскуплена, а значит, производитель не только не получит прибыли, но даже не сможет возместить свои затраты. Более того, рынок заставляет производителя постоянно думать об обновлении продукции, ее видоизменении. Лейтмотивом одной из популярных западных книг на тему «Как стать богатым?» является следующий рецепт: «Найди новую потребность и удовлетвори ее!» И этот рецепт совершенно реален, Действительно, многие люди стали богатыми, придумав и произведя какой-либо новый товар или услугу.

Нормальный рынок - царство потребителя. Он выбирает, что покупать. Его благосклонного внимания добиваются многие производители одного и того же товара, старающиеся привлечь покупателя или высоким качеством, или низкой ценой, или особенно удобным обслуживанием и т. д.

Понятно, что рынок - это не только место, где собираются продавцы и покупатели. Рынок - это определенный способ согласования деятельности участников общественного производства; механизм, соединяющий производителя и потребителя на основе спроса и предложения; это саморегулирующаяся и самонастраивающаяся на спрос система [4].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Заметки по экономике ...

Анализ экономических результатов деятельности предприятия на примере ЗАО Зайцевское
Растениеводство как отрасль входит в систему хозяйства почти каждого сельскохозяйственного предприятия. Исключение составляют только узкоспециализированные предприятия (птицефабрики, свиноводческие комплексы). Задачами ЗАО «Зайцевское» по производству продукции по каждому её виду является снижение издержек производс ...

Анализ хозяйственной деятельности предприятия ОАО Минский комбинат силикатных изделий
Место практики - ОАО «Минский комбинат силикатных изделий», специализирующееся на производстве строительных и теплоизоляционных материалов для промышленного и гражданского строительства. К ним относятся: кирпич силикатный рядовой утолщенный; кирпич силикатный лицевой утолщенный, блоки из ячеистого бетона стеновые; ...

Безработица сущность, виды, последствия
Для многих людей чувство собственного достоинства непосредственно связано с тем делом, которым они заняты. Поэтому, обнаружив, что они являются невостребованными на рынке труда, люди переживают тяжёлое психологическое потрясение.   Читайте.

Взаимодействие микросреды на деятельность фирмы
Выполнение управленческих функций является необходимым условием для организации, собирающейся добиться определенного успеха. Дошедшая до наших дней история свидетельствует о существовании мощных древних организаций и достаточно умелом управлении ими.   Читайте.