Спрос, предложение, емкость внутреннего рынка

временной фактор (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цен на рынке);

способность данного товара к длительному хранению.

Факторы, приводящие к изменению предложения:

изменение себестоимости сырья или производства ;

изменение цен на другие, в том числе и на взаимозаменяемые товары;

перспективы ожидания производителей (ожидание повышения цен - предложение снижается; ожидание снижения цен - предложение увеличивается);

количество товаропроизводителей.

Предложение в наиболее общем понимании включает в себя запасы товаров, соответствующие спросу, и массу товаров, которая может быть доставлена на рынок с учетом возможностей производства и транспортных условий по доставке товаров в пункты, где имеется спрос на них.

Так как производство и потребление не совпадают во времени и пространстве, транспорт приобретает важнейшее значение в обеспечении предложения товаров. Период, в течение которого должны быть перемещены запасы товаров или реализованы возможности производства, обусловлен специфическими особенностями спроса на отдельные товары.

Для скоропортящихся продуктов (хлеб, молоко, некоторые виды овощей и др.) этот период - менее суток, для изделий легкой промышленности он может составлять несколько дней или недель, для товаров длительного пользования - несколько месяцев.

Предложение в основном обусловлено развитием производства, так как в конечном счете им определяются размеры товарных запасов, противостоящих спросу. По мере увеличения масштабов производства, улучшения системы управления товародвижением, совершенствования работы транспорта увеличиваются потенциальные возможности предложения товаров. Для обеспечения соответствия предложения спросу необходима информация о нем, а также данные о производстве и имеющихся запасах. Так как любой рынок состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать, то каждая из этих сторон стремится максимально полно удовлетворить собственные потребности при любой установленной на товар цене, однако каждая из них находится во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью своего бюджета, а поставщики - ограниченностью своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение будут изменяться.

Результатом взаимодействия спроса и предложения выступает рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равна предложению. Для измерения величины изменения спроса и предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой.

Рынок сводит продавцов и покупателей; равновесная цена и объем продаж устанавливаются в точке, где намерения продавцов и покупателей совпадают.

Изменения в спросе или предложении, вызванные действием неценовых факторов (изменением потребительских предпочтений, ростом денежных доходов, введением дополнительных налогов и проч.), приводят в действие рыночные силы, благодаря которым равновесие на рынке устанавливается в новой точке.

Емкость рынка. В экономике понятие «спроса» тесно связано с понятием «емкости рынка». Определение емкости рынка является главной задачей рыночного исследования. Под емкостью рынка понимается возможный объем реализации товара (конкретных изделий предприятия) при данном уровне и соотношении различных цен. Емкость рынка характеризуется размерами спроса населения и величиной товарного предложения. В каждый данный момент времени рынок имеет количественную и качественную определенность, т.е. его объем выражается в стоимостных и натуральных показателях продаваемых, а следовательно, и покупаемых товаров.

Для определения емкости национальных товарных рынков при подготовке и проведении экспертных операций применяется понятие «видимого» потребления товаров, т.е. собственное производство товара в стране за вычетом экспорта и с добавлением импорта аналогичных товаров [31].

Ор = Vв + Vи - Vэ

где:

Ор - объем рынкав - объем производстваи - объем импортаэ - объем экспорта

Следует различать два уровня емкости рынка: реальный и потенциальный. Действительно емкостью рынка является первый уровень. Потенциальный уровень определяется личными и общественными потребностями и отражает адекватный им объем реализации товаров. В маркетинге используется также термин потенциал рынка. Реально складывающаяся емкость рынка может и не соответствовать его потенциальной емкости. Расчет емкости рынка должен носить пространственно-временную определенность. Емкость рынка формируется под влиянием множества факторов, каждый из которых может в определенных ситуациях как стимулировать рынок, так и сдерживать его развитие, ограничивая его емкость. Всю совокупность факторов можно разделить на две группы: общего и специфического характера.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Заметки по экономике ...

Дебиторская задолженность предприятия и пути ее снижения
В последнее время в нашей стране уделялось мало внимания проблеме управления дебиторской задолженностью, т.к. правила сложившиеся на российском рынке, позволяли получать большую по западным стандартам прибыль за счет факторов, не имеющих никакого отношения к оптимизации ограниченных ресурсов, вовлекаемых в производс ...

Государственное регулирование оценочной деятельности в России и за рубежом
Под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости. [3] Управление государственной собственностью - одна из наиболее сложных и недостаточно разработанных проблем, не ...

Безработица сущность, виды, последствия
Для многих людей чувство собственного достоинства непосредственно связано с тем делом, которым они заняты. Поэтому, обнаружив, что они являются невостребованными на рынке труда, люди переживают тяжёлое психологическое потрясение.   Читайте.

Взаимодействие микросреды на деятельность фирмы
Выполнение управленческих функций является необходимым условием для организации, собирающейся добиться определенного успеха. Дошедшая до наших дней история свидетельствует о существовании мощных древних организаций и достаточно умелом управлении ими.   Читайте.