Основные направления реформы внешнеторговой политики Узбекистана в процессе обеспечения продовольственной безопасности. Таможенное администрирование

Либерализация рынка иностранной валюты. Необходимым условием интеграции экономики Узбекистана в мировое сообщество и более полного использования преимуществ международного разделения труда является либерализация внешнеторговой политики. В качестве критерия либерализации понимается, как правило, идея нейтральности. Полностью нейтральный торговый режим обеспечивает равные стимулы, как для внутренней торговли, так и для экспорта. Программа реформ, позволяющая странам приблизиться к нейтральному торговому режиму, определяется как либерализация; политика, ведущая страну в противоположном направлении, считается отходом от реформ.

В настоящее время стержневой проблемой либерализации экономики в целом и внешнеторговой политики в частности является существующий валютный режим, который, в сущности, выполняет роль импортного протекционизма, создавая "тепличные" условия для отечественных производителей, конкурирующих с импортом, и сдерживая развитие экспорта и экспортного потенциала из-за завышенности обменного курса национальной валюты.

В настоящее время правительством Узбекистана предпринимается ряд мер, направленных на либерализацию рынка иностранной валюты. Важным шагом в этом направлении стало принятие Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 июня 2000 г. "О мерах по дальнейшей либерализации валютного рынка и расширению валютно-обменных операций”. Как показывает анализ сложившейся ситуации, девальвация курса национальной валюты в 2002 году с 250 до 690 сумов за 1 доллар США практически не оказала никакого влияния на уровень потребительских цен. В настоящий момент, начало января 2009 года по данным ЦБ Узбекистана обменный курс составляет 1 USD 1390 UZS, а параллельный курс выше официального на 180 сумов. Это лишний раз подтверждает тезис о том, что цены товаров народного потребления устанавливаются на основе обменного курса параллельного рынка.

Для того, чтобы достичь относительной стабильности национальной валюты и макроэкономической ситуации в целом в процессе либерализации рынка иностранной валюты, на наш взгляд, необходимо предпринять следующие меры:

Отменить квотирование продажи иностранной валюты для импорта продовольственных товаров. Сохранение олигополистической власти импортеров продовольственных товаров, имеющих квоту для конвертации национальной валюты в иностранную, естественным своим следствием будет иметь дальнейшее повышение цен на эти товары. В то же время отсутствие доступа к рынку иностранной валюты тем импортерам, которые не имеют квоты, будет спровоцировать дальнейшее обесценение сума. Результатом этого станет дальнейшее снижение обменного курса сума на параллельном рынке и рост цен на товары народного потребления.

Политика в отношении импорта. Либерализация рынка иностранной валюты и экономики в целом требует внесения корректировок и в импортную политику Узбекистана. Это связано с тем, что существующая импортная политика подстроена под существующий режим валютного регулирования. В частности, в результате ограничения доступа к официальному рынку иностранной валюты и, как следствие этого, возникновения разницы между официальным и рыночным обменными курсами возникла ситуация, при которой цены большинства импортных товаров народного потребления ориентированы на обменный курс параллельного рынка. Более того, при наличии значительной разницы между официальным и равновесным обменными курсами продажа импортных товаров по официальному обменному курсу имела бы еще большее отрицательные последствия для экономики, так как это означало бы субсидирование населения соседних государств посредством массового вывоза относительно дешевых потребительских товаров. По этой причине введение акцизного налога на импортные потребительские товары преследовало не только фискальную цель, а скорее, ограничительную цель. Не менее важным было достижение сбалансированности потребительского рынка, и снижение привлекательности импорта из-за наличия рентной прибыли у импортеров, имеющих доступ к официальному рынку иностранной валюты. Аналогичную ограничивающую роль играют акцизные налоги на экспорт и реэкспорт, которые введены с целью недопущения вывоза относительно дешевых потребительских товаров из республики.

Однако в условиях либерализации рынка иностранной валюты сохранение акцизных налогов на импортные потребительские товары может привести к ряду отрицательных последствий из-за значительного превышения внутренних цен над мировыми. В частности, как показывают выборочные расчеты, при сохранении существующих ставок пошлин и косвенных налогов на импорт цены на продовольствие на внутреннем рынке будут в 1,5 раза превышать мировые цены, на изделия из зерна - в 1,5 раза, на изделия из кожи - в 1,86 раза, керамики - 1,8 раза и т.д. (Таблица 18).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Заметки по экономике ...

Анализ рентабельности предприятия (на примере ООО РУМБ)
Как известно, непосредственным результатом коммерческой деятельности предприятия служит прибыль, но она часто приблизительно отражает эффективность предпринимательской деятельности. Более точную оценку функционирования организаций дает рентабельность. Это не просто статистический, расчетный параметр, а сложный ко ...

Государственная поддержка предпринимательского сектора Украины
Тема контрольной работы «Государственная поддержка предпринимательского сектора Украины» по дисциплине «Управление экономикой». Цель работы - проанализировать состояние предпринимательского сектора Украины и показать недостаточную эффективность действующей государственной программы поддержки малого бизнеса всех ...

Безработица сущность, виды, последствия
Для многих людей чувство собственного достоинства непосредственно связано с тем делом, которым они заняты. Поэтому, обнаружив, что они являются невостребованными на рынке труда, люди переживают тяжёлое психологическое потрясение.   Читайте.

Взаимодействие микросреды на деятельность фирмы
Выполнение управленческих функций является необходимым условием для организации, собирающейся добиться определенного успеха. Дошедшая до наших дней история свидетельствует о существовании мощных древних организаций и достаточно умелом управлении ими.   Читайте.