Понятие "Общество"

По поводу еще двух свобод - от нужды и от страха - следует заметить, что надлежащего обеспечения здоровой жизни населения пока нет. И дело ведь не только в том, что многие недоедают, а еще и в том, что, имея достаточно еды, они часто употребляют нездоровую пищу, произведенную с нарушением технологий и множеством вредных добавок. Граждане многих стран нуждаются в защите от бедности, поскольку в мире во II половине XX в. борьба с ней в итоге оказалась не то чтобы вообще не результативной, но уж точно малоэффективной. Современный же страх имеет совершенно иную природу, чем в XX в., поскольку люди боятся будущего: по мнению 49,8% респондентов, им не хватает уверенности в том, что межнациональные конфликты не будут возникать; 68,7% - не хватает стабильности в государстве и обществе; у 66,9% - нет уверенности в собственном будущем; у 65,9% - нет возможности дать детям полноценное образование.

Таким образом, можно утверждать, что предложенное К. Поппером определение содержания и характера открытого общества во многом идеализировано, поскольку категории самореализации и саморазвития личности выступают (по крайней мере, на настоящем этапе развития) наряду с такими признаками общества и общественного, как зависимость "всех от всех", когда возникают противоречия, которые часто носят даже антагонистический характер и не могут быть разрешены в общественном измерении за счет собственно общественных форм самоорганизации. Поэтому для многих стран стало нормой формирование условий для развития государства благосостояния, называемого "обществом для всех", где должны быть учтены интересы бедных людей, маргинальных групп и т.п. В силу того, что в странах, названных "трансформационными", общества пребывают в состоянии, которое не приближает их к возможностям самореализации, обеспечивающей саморазвитие и самовыражение, главными становятся роль и значение государства благосостояния, где на первое место выходят реформы ради будущего широких слоев населения, с приоритетом в развитии образования и культуры, важнейшая задача которых - повышать креативные способности большинства населения.

Более развернуто "четыре свободы" Ф. Рузвельта определяются так: первая - это свобода слова и самовыражения - во всем мире; вторая - это свобода каждого человека верить в Бога тем способом, который он сам избирает, - во всем мире; третья - это свобода от нужды, что в переводе на понятный всем язык означает экономические договоренности, которые обеспечат населению всех государств здоровую мирную жизнь, - во всем мире; четвертая - это свобода от страха, что означает такое основательное сокращение вооружения во всем мире, чтобы ни одно государство не было способно совершить акт физической агрессии против кого-либо из своих соседей, - во всем мире. При этом к актам агрессии в современном мире следует отнести и действия террористов даже в высокоразвитых странах с так называемыми "открытыми обществами".

При таких обстоятельствах, например в Украине, как и во многих странах мира, должны вступать в силу унормированные отношения, которые регламентируются особенностями цивилизационного характера и определяются "писаными" и "неписаными" законами. Именно в этом и заключается проблемность данного периода, поскольку нарушения и "писаных", и "неписаных" законов являются массовыми, особенно в сфере экономики, а значительная часть даже унормированных экономических отношений нередко морально не легитимны, что, в свою очередь, порождает общественную неудовлетворенность и формирует стремление к массовым нарушениям прав и свобод человека. В итоге в странах с трансформирующимися обществами результатами изменений, как правило, воспользовалась незначительная часть населения, присвоившая накопленную собственность и обеспечившая тем самым собственное обогащение.

Можно утверждать, что действует принцип: если можно одному, то почему нельзя другому? Именно в этом проявляются и противоречие, и единство между трансформирующимся обществом и государством, ведь, если исходить из того, что в обществе и легальные действия не всегда отвечают закону, то и моральная нелегитимность, как правило, расходится с нормой закона. Но одновременно основополагающим должно быть то, что принятые в обществе нормы и правила власть (государство) должна воспринимать (то есть реализовывать), опираясь на общие ценности, поскольку вроде бы есть согласие общества на существующие формы и структуры власти (государства). Но на деле это далеко не так. В чем же причина?

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9

Заметки по экономике ...

Глобальный кризис 2011 г. Поиск новой модели роста
Экономический кризис - это всегда исходная точка модернизации. Поскольку накопленные резервы позволили не допустить банкротств и принудительной структурной модернизации, российские власти стали формировать повестку модернизации сверху. В 2011 г. активизировалось обсуждение общих принципов ее стимулирования (дискусси ...

Оборотный капитал предприятия Минский парниково-тепличный комбинат
Оборотный капитал, обеспечивая непрерывность процесса производства, во многом определяет его эффективность. В современных экономических условиях, характеризующихся массовыми неплатежами, предприятия сталкиваются со значительными трудностями при финансировании оборотного капитала. При прибыльной работе и рациональном ...

Безработица сущность, виды, последствия
Для многих людей чувство собственного достоинства непосредственно связано с тем делом, которым они заняты. Поэтому, обнаружив, что они являются невостребованными на рынке труда, люди переживают тяжёлое психологическое потрясение.   Читайте.

Взаимодействие микросреды на деятельность фирмы
Выполнение управленческих функций является необходимым условием для организации, собирающейся добиться определенного успеха. Дошедшая до наших дней история свидетельствует о существовании мощных древних организаций и достаточно умелом управлении ими.   Читайте.