Предмет экономического анализа деятельности предприятия, способы анализа

Предметом экономического анализа являются хозяйственные процессы и конечные финансовые результаты деятельности организации. В ходе анализа рассчитываются значения основных показателей, характеризующих исследуемые хозяйственные процессы, устанавливаются взаимосвязи между ними, оценивается влияние основных факторов, воздействующих на финансовые результаты. Примерами таких факторов являются [16, С.21]:

- ценовой фактор, действие которого связано с изменением цен, тарифов, ставок и т.п. Изменение цен на сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие, увеличение тарифных ставок приводит к изменению показателей деятельности организации;

- человеческий фактор, действие этого субъективного фактора связано с конкретной деятельностью человека. Умение специалиста объективно и своевременно решать управленческие задачи, правильно организовать процесс управления производством, финансами позволяет при тех же объемах используемых ресурсов значительно повысить конечные финансовые результаты деятельности и т.д. При проведении экономического анализа используются определенные способы и приемы, которые условно можно объединить в группы: традиционные и математические (рис.1.1) [16, С.28]. Наиболее распространенным способом анализа является сравнение. При любой форме сравнения анализируемые показатели должны отвечать требованию сопоставимости. В результате сравнения фактических показателей с плановыми можно судить о степени выполнения плана. Сравнение фактических данных с показателями за предыдущие периоды дает представление о динамике развития предприятия.

Рис. 1.1 Традиционные и математические способы экономического анализа

На основании сравнения показателей проводится факторный анализ, т.е. выявляется влияние отдельных факторов на изменение определенного показателя. Проведение факторного анализа связано с элиминированием - выделением поочередно одного фактора. Прием элиминирования может быть представлен в нескольких вариантах:

- в виде цепных подстановок;

- абсолютных и относительных разниц;

- интегрального метода и т.д.

Финансовый анализ обычно включает два основополагающих, взаимосвязанных аспекта: анализ финансовых результатов деятельности предприятия и анализ финансового состояния предприятия.

Наиболее важные результаты финансовой деятельности предприятия отражаются в бухгалтерском балансе предприятия, в отчете о финансовых результатах и их использовании и в отчете о движении денежных средств.

По данным этих форм отчетности рассчитываются обобщающие показатели эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия состоит из следующих частей:

- факторный анализ общей, валовой (балансовой) прибыли;

- факторный анализ уровней рентабельности;

- факторный анализ прибыли от реализации продукции;

- анализ безубыточности предприятия (оптимизация объема производства, прибыли, издержек).

Основными источниками информации для оценки финансового состояния предприятия служат данные финансовой отчетности:

- бухгалтерский баланс предприятия,

- отчет о финансовых результатах и их использовании,

- отчет о движении денежных средств.

Исчисление показателей финансового анализа состояния предприятия основано на определении соотношений между отдельными статьями финансовой отчетности. Общая методика такого анализа заключается в сопоставлении рассчитанных по данным отчетности показателей со среднеотраслевыми нормами или аналогичными данными по деятельности предприятия за ряд лет.

Заметки по экономике ...

Дебиторская задолженность предприятия и пути ее снижения
В последнее время в нашей стране уделялось мало внимания проблеме управления дебиторской задолженностью, т.к. правила сложившиеся на российском рынке, позволяли получать большую по западным стандартам прибыль за счет факторов, не имеющих никакого отношения к оптимизации ограниченных ресурсов, вовлекаемых в производс ...

Обоснование выбора поставщика для предприятия (на примере ООО СВЗ-Союз)
В условиях высокой конкуренции между предприятиями, а также повышенных требований покупателей, фирма - производитель ищет все возможные пути для повышения своей конкурентоспособности, а также способности удовлетворить спрос потребителей. Однако не все фирмы обращают свое внимание на область закупок, а ведь именн ...

Безработица сущность, виды, последствия
Для многих людей чувство собственного достоинства непосредственно связано с тем делом, которым они заняты. Поэтому, обнаружив, что они являются невостребованными на рынке труда, люди переживают тяжёлое психологическое потрясение.   Читайте.

Взаимодействие микросреды на деятельность фирмы
Выполнение управленческих функций является необходимым условием для организации, собирающейся добиться определенного успеха. Дошедшая до наших дней история свидетельствует о существовании мощных древних организаций и достаточно умелом управлении ими.   Читайте.