Государство и его взаимосвязь с обществом

Анализируя логику взаимосвязи общества и государства, Б. Чичерин отмечает, что государство не ставит своей целью, чтобы граждане в процессе личной деятельности совершали нравственные поступки. Это цель церкви, а не государства, поскольку церковь, а не государство, действует по совести: принудительное же (со стороны государства) выполнение нравственных требований является отрицанием самих основ морального закона, каковым является закон свободы. Кроме того, государство не ставит своей целью частное благо своих граждан, ведь это - цель именно гражданского общества.

Как видим, Б. Чичерин еще в XIX в. доказал, что противоречие между обществом и государством в вопросе воспитания моральных качеств у членов общества, за что, согласно приведенному утверждению, должна отвечать церковь, а не государство, разрешается путем реализации общей цели государства - развития общественных и духовных сил через гражданское общество. Этого оказалось недостаточно, в силу чего начали развиваться современные функции государства - развития членов общества посредством науки, образования и здравоохранения, что и произошло в XX в. Следовательно, Б. Чичерин еще в XIX в. спрогнозировал объективную необходимость трансформации функций государства из традиционных в современные - с тем, чтобы достичь более полного соответствия в разрешении противоречия между обществом и государством. Но вместе с тем Б. Чичерин отмечает, что сущность государства - объединение разнообразных общественных элементов в единый органичный союз. Таким образом, общая цель государства заключается не только в развитии этих элементов, но и в гармоничном их согласовании.

Из приведенных соображений можно сделать вывод, что государство, имеющее признаки юридического целого, отвечает или имеет возможность отвечать за развитие составляющих общества и тем самым предоставлять человеку возможности для повышения уровня гуманитарного развития и реализации гражданских свобод. Именно поэтому нередко модернизационные проекты общественного характера, по нашему мнению, реализовывались по инициативе государства, но ключевую роль играла движущая сила идей, которые овладевали массами людей, организованных в общество и в общественное движение, что было особенно присуще для XX в. и сохранилось в XXI в. Когда же благородные цели модернизации достигались, трудности в общественных отношениях исчезали из общественной памяти, поскольку модернизационные проекты возрождали силу и энергию масс, которые государство направляло в единое русло. В противном случае модернизационные проекты оказывались утраченными. История знает и то, и другое, ведь идеи не всегда были и остаются безопасными для будущего.

На определенном этапе развития общества его дальнейшая эволюция превращается в не отделимую от становления и развития государства как организации политической власти, главного учреждения политической системы общества, которая, целеустремленно утверждаясь с помощью доминирующей части населения в социально неоднородной среде, обеспечивает его целостность и безопасность, организовывает совместную деятельность граждан и социальных групп с применением норм права, удовлетворяет общие социальные потребности, защищает права и интересы граждан. Возникновение и существование государства связываются, в первую очередь, с социальным расслоением общества, с его делением на определенные структурные части, которые имеют как общие, так и свои особые (а нередко и противоположные) потребности и интересы, прежде всего производственно-распределительные.

Как видим, в ходе раскрытия содержания категории "общество" постепенно неизбежно возникает такая важная категория, как "государство", которая еще Аристотелем (384-322 гг. до н.э.) определялась как своеобразная форма, представляющая собой своего рода общение, а любое общение организовывается ради какого-то блага.

Между тем такое определение не дает ответов относительно содержания и понимания государства, кроме одного, связанного с реализацией функций, приносящих соответствующие блага. При этом содержание государства не всегда связывалось с достижением (получением) благ за счет или при поддержке государства. Например, Гегель в "Философии истории" отмечал, что государство - это существующая, действительно моральная жизнь и что всей присущей человеку духовной реальностью он обладает только благодаря государству. Таким образом, по нашему мнению, Гегель в какой-то мере попробовал свести общественное к государственному, и, по его утверждению, последнее определяет даже духовную реальность человека, что, собственно, и может быть на самом деле, но в узко утилитарном смысле и в довольно ограниченном количестве форм общественной деятельности, за которые отвечает государство, предоставляя человеку определенные услуги.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Заметки по экономике ...

Анализ состава и использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы на предприятии
К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение ...

Выбор объема производства акционерного общества в условиях несовершенной конкуренции
. Основная часть Становление и развитие рыночных отношений закономерно ставит перед каждым участником рынка задачу познания законов его функционирования и понимания требований рыночной экономики. Это особенно важно для специалистов и области управления производством, которые без знания механизма функцион ...

Безработица сущность, виды, последствия
Для многих людей чувство собственного достоинства непосредственно связано с тем делом, которым они заняты. Поэтому, обнаружив, что они являются невостребованными на рынке труда, люди переживают тяжёлое психологическое потрясение.   Читайте.

Взаимодействие микросреды на деятельность фирмы
Выполнение управленческих функций является необходимым условием для организации, собирающейся добиться определенного успеха. Дошедшая до наших дней история свидетельствует о существовании мощных древних организаций и достаточно умелом управлении ими.   Читайте.