Государство и его взаимосвязь с обществом

Вместе с тем существует и более широкое понимание функций государства, ведь, как отмечал Б. Чичерин, без закона гражданская свобода не возможна. Мы уже обращали внимание на то, что в европейском сообществе именно благодаря движению к саморегулирующемуся развитию общества на основе законов, правил ит.п. укрепляются гражданские свободы. В нашем понимании мысль Б. Чичерина следует трактовать так, что государство определяет рамки, в которых должны сохраняться права и обязанности человека, чтобы деятельность в пределах гражданских свобод при их реализации не задевала интересы и свободы другого человека.

Именно в этом отношении в "Философии права" Гегель однозначно пошел дальше, поскольку считал, что государство есть действительность нравственной идеи, нравственный дух как явная, сама для себя понятная субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает. Вместе с тем содержание государства, в котором "олицетворяется" моральная идея, субстанционализирующаяся в волю, реализуется соответствующими учреждениями, но далеко не всегда в них есть системное отражение разнообразия общественных форм деятельности, поскольку существует неинституциализированная категория общественного сознания, которое в наиболее глубокой своей сути отображает состояние общества и даже возможности его развития. И здесь мы находим еще одно противоречие между обществом и государством.

Гегель был уверен, что для того, чтобы общество было красивым, оно должно быть органичным настолько, насколько это возможно, поэтому, кроме государства и церкви, необходимо много других общественных учреждений. Каждый же интерес, который не пребывает в гармонии с обществом и может оказывать содействие кооперации, должен иметь свою соответствующую организацию, и каждая такая организация должна иметь какую-либо степень ограниченной независимости. Таким образом, общественные и государственные формы деятельности не совпадают, и относительно многих из них существуют противоречия: вследствие этого их гармонизация - это бесконечно динамичный процесс развития и поиска баланса прав, обязанностей и свобод, благодаря чему, собственно, и в обществе, и в государстве постоянно происходят трансформационные изменения, и в этом их единство, которое достигается путем преодоления возникающих противоречий.

Поскольку возникновение государства связано с образованием общества как совокупности людей, объединенных общими интересами, причем общество существовало значительно раньше, чем государство, то, казалось бы, институт государства является или должен быть таким, который удовлетворяет общественные интересы, не неся в себе общественных противоречий. Вместе с тем именно здесь и возникает глубокое противоречие, поскольку, как отмечает А. Рубинштейн, то обстоятельство, что общественные интересы "чувствуют" лишь отдельные люди, а не все вместе, не может служить основой для отказа в признании этих особых интересов, присущих обществу в целом. "Первая задача. принуждать себя повиноваться, монополизировать в свою пользу потенциал в этом обществе, очистить это последнее от всех возможных в нем вспышек злости, поставив на их место то, что М. Вебер называл легитимным насилием", - что и осуществляет государство, представляющее собой организацию политической власти.

Государство как главное руководящее образование института общества с помощью норм права призвано направлять и организовывать совместную деятельность людей и социальных групп, защищая права и интересы граждан и ориентируясь на удовлетворение прежде всего общественных, а не существующих в обществе индивидуальных или групповых интересов.

Аккумулируя в своих руках властные полномочия, государство тем самым политически интегрирует общество и представляет его как во внутренних, так и во внешних отношениях. Правда, государство реализует это в долгосрочном периоде, а на отдельных этапах развития общества отдельной страны государственные институты во время политических кризисов, скорее, дезинтегрируют его, тогда как роль интегратора берет на себя общество, точнее, его гражданские институты. Таким образом, в обществе реализуются его функции самоорганизации и самоуправления. После политической стабилизации руководящая роль интегратора вновь переходит к государству. В случае же слабости гражданских учреждений к процессу стабилизации могут присоединяться экзогенные факторы. Если те или иные факторы не действуют эффективно, то стране угрожает потеря государственности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Заметки по экономике ...

Безработица и ее типы. Проблемы безработицы в России
Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над ...

АПК в системе национальной экономики, его структура и тенденции развития в Республике Беларусь
Аграрный сектор в экономике любой страны занимает особое место. Специфичность роли, отведенной сельскому хозяйству, обуславливается производством продуктов питания как основа жизнедеятельности людей и воспроизводства рабочей силы, производством сырья для многих видов непроизводственных потребительских товаров и про ...

Безработица сущность, виды, последствия
Для многих людей чувство собственного достоинства непосредственно связано с тем делом, которым они заняты. Поэтому, обнаружив, что они являются невостребованными на рынке труда, люди переживают тяжёлое психологическое потрясение.   Читайте.

Взаимодействие микросреды на деятельность фирмы
Выполнение управленческих функций является необходимым условием для организации, собирающейся добиться определенного успеха. Дошедшая до наших дней история свидетельствует о существовании мощных древних организаций и достаточно умелом управлении ими.   Читайте.