Государство и его взаимосвязь с обществом

В этом высказывании дается характеристика процессов и в российском обществе того времени, и в государстве, поскольку настроения царя в значительной мере олицетворяли и государствообразующие процессы, осуществляемые как воплощение его замыслов о трансформационных изменениях, где подразумевались и духовное просветительство народа, и утверждение принципов веры, и нравственность, и справедливость в международных отношениях, инициированных императором, а по сути - государством в его лице. Вследствие существования крепостничества в России жизненные уклады высших и низших слоев, их культура, их ценности весьма отличались, и между ними возникли чувства ненависти, зависти и презрения, то есть имели место и проявлялись разнонаправленные "социальные инстинкты". Если бы в обществе не было такого глубокого противоречия, если бы в народе росла живая и сознательная вера в Бога, то можно было бы обойтись без подробных инструкций и регламентации и развивать быт и жизнь низших слоев обычными методами - экономической заинтересованностью, гражданским вовлечением, школьным обучением и церковным воспитанием. Но все видели, что крестьяне испорчены рабством, и свобода сама по себе в одночасье и быстро их бы не исправила, а наоборот, при отсутствии привычки жить свободно и ответственно могла бы погубить и их самих, и все русское общество, где они составляли преобладающее большинство. Последствия жестокой несправедливости и насилия в XVIII в. были в России настолько значительными, что и воспитательные мероприятия требовались исключительные, с элементами принуждения. В сказанном П. Вяземским содержится много поучительного и для сегодняшних трансформаций. Когда речь заходит о том, что после отказа от тоталитарного прошлого свобода все быстро исправит сама по себе, надо понимать, что существует угроза потери самой свободы вместо преодоления последствий собственно тоталитарного прошлого, поскольку население не имеет должного опыта действительно ответственного образа жизни.

Впрочем, настоящая трагедия России заключалась в том, что не удовлетворенные существующим порядком стремились к революции, к мгновенным изменениям, но совершенно не были готовы к этому и не понимали необходимости медленных преобразований гражданского и духовного устройства большого и отсталого государства. Фактически это свидетельствует о серьезном противоречии между общественными ресурсами, ролью и участием в них государства и ответственностью и важностью гражданских учреждений, формирующих общественные силы, особенно из представителей наиболее просвещенных и прогрессивных слоев, но часто максималистски настроенных на массовые выступления, что впервые и произошло в России в декабре 1825 г. на Сенатской площади. Вместе с тем это было только начало, ведь, как отмечал в своем дневнике флигель-адъютант Александра I Л. Михайловский-Данилевский, царь хотел предоставить гражданам права, но его никто не понял; более того, количество неудовлетворенных все возрастало. И, как отмечает П. Вяземский, в это время начала змеиться та трещина в основании российского просветительского общества и власти, которая разверзлась пропастью в конце XIX в. и поглотила Россию в 1917-1922 гг., сомкнувшись над ней коммунистической деспотией.

По существу, это случилось вследствие несоответствий в противоречиях того времени между властью и обществом, впрочем, хотя это и не всегда принимается. В 1825 г. власть была носителем будущих прогрессивных изменений, поскольку тогда государственная власть в России пребывала на моральной высоте, не виданной ни в XVIII, ни в XX в.

Но изменилось и общество. Старое российское гражданское общество, восстановившись после смуты в XVII в., исчезло за время петровских преобразований. После расправы со старообрядцами, готовыми умереть за идею, его в России почти не осталось. Есть вопросы относительно настоящего: много ли сегодня найдется готовых умереть за идею? В XVIII в. боролись и даже умирали (военные подвиги - не в счет), главным образом, за собственные интересы. Мы помним, что практически все свободные слои высказывались в пользу крепостничества, и голосов, подобных Радищеву или Новикову, почти не было слышно. Не было слышно и голосов в защиту униженной православной церкви - ни от духовенства, ни от мирян.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Заметки по экономике ...

Бизнес-план реконструкции АЗС
На сегодняшний день бизнес планирование является главной функцией управления любым предприятием. Именно с бизнес планирования начинается как создание, так и функционирование хозяйствующего субъекта. Об этом свидетельствует и опыт стран с развитой рыночной экономикой. Недооценка бизнес планирования в условиях рынка, ...

Дебиторская задолженность предприятия и пути ее снижения
В последнее время в нашей стране уделялось мало внимания проблеме управления дебиторской задолженностью, т.к. правила сложившиеся на российском рынке, позволяли получать большую по западным стандартам прибыль за счет факторов, не имеющих никакого отношения к оптимизации ограниченных ресурсов, вовлекаемых в производс ...

Безработица сущность, виды, последствия
Для многих людей чувство собственного достоинства непосредственно связано с тем делом, которым они заняты. Поэтому, обнаружив, что они являются невостребованными на рынке труда, люди переживают тяжёлое психологическое потрясение.   Читайте.

Взаимодействие микросреды на деятельность фирмы
Выполнение управленческих функций является необходимым условием для организации, собирающейся добиться определенного успеха. Дошедшая до наших дней история свидетельствует о существовании мощных древних организаций и достаточно умелом управлении ими.   Читайте.