Государство и его взаимосвязь с обществом

Как видим, под влиянием эндогенных факторов общество может развиваться эволюционно согласно законам объективного характера, поскольку, будучи частью материального мира, общество отделилось от природы. Собственно, подобный путь отстаивали старообрядцы. Но экзогенное влияние на общественные процессы может быть деструктивным - как, например, более 300 лет назад в России, когда это отрицательно сказалось на дальнейшем развитии общественных и государственных отношений, особенно на фоне "огосударствленного" института церкви, несшей значительную часть ответственности за состояние духовной среды в стране, и уже в XX в. привело к тому, как пишет А. Деникин, что русская церковь не смогла дать ответы на вызовы того времени, в чем нуждалась общественная жизнь России, а это и подтолкнуло массы населения к участию в революциях 1905 и 1917 гг. В послепетровские времена тоже имели место попытки установления в России конституционализма, но ни В. Татищеву, ни Н. Голицину не удалось добиться успеха, поскольку против выступили уже представители духовенства, не без экзогенной поддержки, и самодержавие осталось доминирующим.

В развитии взаимоотношений общества и государства прогрессивную роль могут играть как общественное, так и государственное начала, но в каждом частном случае инициатива может быть и успешной, и провальной, поскольку носители передовых идей и борцы за гражданские свободы с обеих сторон, несмотря на свою преданность и самопожертвование, не всегда достигают желаемого результата, когда отсутствует иная, более мощная сила общественного измерения. Поэтому конфликт между государством и обществом обусловил формирование авторитарного государства с известными последствиями, которые во многом не преодолены и до сих пор. Эволюционным путем должна сформироваться определенная критическая масса необходимых изменений, и только тогда можно ожидать логического положительного результата и в общественном, и в государственном развитии.

Попытка государства, в лице прогрессивного самодержца, осуществить изменения в пользу общества тоже не привела к успеху, поскольку не была воспринята обществом. Наконец, как отмечал Н. Греч,". государство, с преимущественно сильным, сообразительным, добрым народом, является, учитывая духовное состояние, зрелищем печальным и даже отвратительным. Такие понятия, как честь, правда, совесть, ему почти неизвестны и являются исключением в душах людей, как в других странах исключением являются пороки. У нас злоупотребления срослись с общественным бытом, стали его обычным элементом. Может ли существовать порядок и благополучие в стране, где из шестидесяти миллионов нельзя выбрать восемь умных министров и пятьдесят честных губернаторов; где воровство, грабеж и взятки случаются на каждом шагу; где не найдешь правды в судах, порядка в управлении; где вранье, обман, взятки считались делом обычным и не грязным; где духовенство не знает и не понимает своих обязанностей, ограничиваясь механическим исполнением обрядов, и поддерживает суеверие в народе ради своего обогащения; где народ прозябает в невежестве и распущенности". Как давно это написано, и как актуально это сейчас - сто лет спустя!

Из всего этого можно понять, насколько глубокими бывают противоречия между обществом и государством и как долго они могут оставаться такими, не модернизируясь, и даже обостряться в определенные периоды, как случается в период настоящих трансформационных преобразований, когда безнравственность становится нормой для большей части населения. Изменения же могут произойти только после того, как сформируется критическая масса изменений и их носителей, то есть людей - проводников этих изменений, которые по законам эволюции скачкообразно перейдут в иное качество более высокого уровня. Такой сценарий правдоподобен, ведь, поскольку общество - это все же не изолированная от природы часть материального мира, то и законы его развития подобны законам биологического развития. О правомерности и целесообразности такого сценария свидетельствуют исследования, к примеру, лингвистов из университета Ридинге (Великобритания), доказавших, что общество будет эволюционировать именно по законам эволюции генов. Вместе с тем время не ждет, ибо современные вызовы XXI в. могут разрушить природу, изменив ее до неузнаваемости и тем самым лишив общество естественной среды обитания, что, в свою очередь, может значительно углубить процессы вестернизации общественной жизни (вследствие чего в ней следует ожидать повышения конфликтности, а не эволюционности), заострив противоречие между обществом, государством и экономикой. В таком случае важно определить, будет ли оправдан современный общественный проект модернизации, если для нынешнего состояния общества характерны те же проблемы. Именно потому возникает вопрос о роли и участии государства и общества в реализации этого проекта и о соотношении их ответственности за результат.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9

Заметки по экономике ...

Денежная система Италии
Денежная система - это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Денежные системы сформировались в XVI - XVII вв. с возникновением и утверждением капиталистического способа производства, хотя отдельные их элементы появились в более ранний п ...

Анализ хозяйственной деятельности предприятия связи
Актуальность изучения темы состоит в том, что любое предприятия в процессе своей хозяйственной деятельности должно руководствоваться принципом ее эффективности. То есть любые затраты должны приносить предприятию дополнительный доход, иначе теряется смысл деятельности любой коммерческой организации. В связи с этим вс ...

Безработица сущность, виды, последствия
Для многих людей чувство собственного достоинства непосредственно связано с тем делом, которым они заняты. Поэтому, обнаружив, что они являются невостребованными на рынке труда, люди переживают тяжёлое психологическое потрясение.   Читайте.

Взаимодействие микросреды на деятельность фирмы
Выполнение управленческих функций является необходимым условием для организации, собирающейся добиться определенного успеха. Дошедшая до наших дней история свидетельствует о существовании мощных древних организаций и достаточно умелом управлении ими.   Читайте.