Мероприятия по повышению эффективности использования оборотных средств

Увеличение продаж в кредит ведет к росту выручки и прибыли лишь в бухгалтерских регистрах и отчетности предприятия, да и то при условии принятия учетной политики предприятия «по отгрузке», а не «по оплате». Фактически эти выручка и прибыль видны только на бумаге и не дают реального поступления денежных средств. Кроме того, увеличится объем дебиторской задолженности, следовательно, и текущие затраты, связанные с ней, а также возрастет количество безнадежных долгов и расходов, связанных с предоставлением торговых скидок.

Таким образом, основной вопрос, решаемый в процессе выбора предприятием оптимального уровня дебиторской задолженности, формулируется так: возрастут ли доходы от реализации в большей мере, чем затраты, включая затраты, связанные с кредитованием покупателей, т.е. является ли эффективным принятие предприятием подобных затрат? Ответ на него состоит в том, что оптимальным уровнем дебиторской задолженности будет такой ее уровень, при котором предельные затраты от изменения кредитной политики будут равны предельным выгодам от изменения кредитной политики.

В процессе управления дебиторской задолженностью может быть выявлена задолженность, связанная с ошибкой бухгалтера, несвоевременным отражением хозяйственных операций (например, зачета взаимных требований), возникшими недостачами и хищениями по вине материально ответственных лиц. Такая задолженность не предусмотрена кредитной политикой предприятия, так как она практически непредсказуема. Особенно это актуально для средних и крупных предприятий с большим количеством покупателей и работников, различными формами расчетов,

По характеру образования дебиторскую задолженность подразделяют на нормальную и неоправданную. Нормальная задолженность обусловлена ходом выполнения производственной программы предприятия, а также действующими формами расчетов (задолженность за товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил, по авансам, выданным, по предъявленным претензиям, задолженность за подотчетными лицами).

Неоправданная задолженность возникает в результате нарушения расчетной и финансовой дисциплины, имеющихся недостатков в ведении учета, ослабления контроля над отпуском материальных ценностей, возникновения недостач и хищений (товары отгруженные, но не оплаченные в срок, задолженность по недостачам и хищениям, неотфактурованным поставкам и др.).

Дебиторская задолженность является активом предприятия, который связан с юридическими правами, включая право на владение. В целом под активом понимается имущество, имущественные блага и права субъекта, имеющие стоимостную оценку. Будущая экономическая выгода, воплощенная в активе, - это потенциальный (прямой или косвенный) вклад в приток денежных средств субъекта. Следовательно, дебиторская задолженность - это будущая экономическая выгода, воплощенная в активе, и связанная с юридическими правами, включая право на владение.

Дебиторская задолженность как актив предприятия имеет две существенные характеристики:

1) Воплощает будущую выгоду, обеспечивающую способность прямо или косвенно (в случае продажи или переуступки дебиторской задолженности, проведении взаимозачетов) создавать прирост денежных средств;

2) Представляет собой ресурсы, которыми управляет хозяйствующий субъект. Причем права на выгоду или потенциальные услуги должны быть законны или иметь юридическое доказательство возможности их получения. Например, при отражении факта продажи актива у продавца образуется дебиторская задолженность. Договор купли-продажи позволяет определить вероятную будущую выгоду.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Заметки по экономике ...

Анализ фонда заработной платы в ОАО Купалинка
В условиях современного рынка, когда на первый план выходят интересы потребителя, в условиях жесткой конкуренции, как со стороны отечественных производителей, так и со стороны импортеров, при крайне нестабильном уровне платежеспособного спроса, продуманная политика предприятия в области формирования и использования ...

Обоснование выбора поставщика для предприятия (на примере ООО СВЗ-Союз)
В условиях высокой конкуренции между предприятиями, а также повышенных требований покупателей, фирма - производитель ищет все возможные пути для повышения своей конкурентоспособности, а также способности удовлетворить спрос потребителей. Однако не все фирмы обращают свое внимание на область закупок, а ведь именн ...

Безработица сущность, виды, последствия
Для многих людей чувство собственного достоинства непосредственно связано с тем делом, которым они заняты. Поэтому, обнаружив, что они являются невостребованными на рынке труда, люди переживают тяжёлое психологическое потрясение.   Читайте.

Взаимодействие микросреды на деятельность фирмы
Выполнение управленческих функций является необходимым условием для организации, собирающейся добиться определенного успеха. Дошедшая до наших дней история свидетельствует о существовании мощных древних организаций и достаточно умелом управлении ими.   Читайте.